Выписка из основной образовательной Программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа» «Принято» на заседании педагогического совета школы № 6 от 31.05.2023 г. «Утверждено» приказом директора № 114 от 23.08.2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Дела рук» Направление: общекультурное Уровень общего образования: основное общее образование Возраст: 11- 18 лет Составитель – учитель изобразительного искусства Цветкова М.В., ВКК. с. Чатлык, 2021 г. Пояснительная записка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Программа внеурочной деятельности разработана на основе: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Письма Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года № 09 – 1672 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего образования»; СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24 ноября 2015 года); Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Чатлыковская СОШ»; Положения о рабочей программе учебных курсов и внеурочной деятельности в МКОУ «Чатлыковская СОШ» (действующая редакция); Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа» (в действующей редакции). Создание условий для выявления, обучения и развития одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей - одна из основных задач образовательного учреждения. Этому способствуют разнообразие видов деятельности, особенности организации образовательного процесса, творческий характер обучения. Исходя из практической деятельности, данная программа составлена в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, учитываются реальные возможности, что помогает сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на личностную реализацию. Программа «Дела рук» позволит познакомить детей с основами дизайнерской работы, поможет разобраться в цветовом многообразии, познакомит с особенностями художественно-творческой, конструкторской и проектной деятельности, что может послужить базой для выбора дальнейшей профессии. Эрудированность, в области декоративно-прикладного и дизайнерского искусства, позволит обучающимся с интересом включиться в деятельность, достичь последовательных успехов в личностном развитии и сделать правильный выбор профессии. Новизна и актуальность программы в том, что она составлена с учетом психологовозрастных особенностей детей и ориентирована на достижение конкретных результатов в области дизайнерской работы. Кроме этого программа дополнена элементами свободного творчества и созданием личных творческих проектов, что позволяет выявить и развить специальные способности и интересы для формирования основ допрофессиональной деятельности. Другими словами программа «Дела рук» ориентирована на творческое и профессиональное самоопределение одарённых детей 11-17 летнего возраста. В работе используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми. Подведение итогов осуществляется в виде проведения общешкольных выставок, участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, публикация работ и 2 результатов в группе кружка «Дела рук» (созданной в социальной сети «ВКонтакте» или заполнением творческого портфолио обучающегося. Программа разработана на основе программы Вершинниковой Е.Г., Р.В. Игнатьевой. – «Занятия в школе дизайна: 5-9 классы» Волгоград: Учитель, 2010.- 151с. Рассчитана на 1 год обучения: всего 34 часа. Кружок рассчитан на занятия 1 раз в неделю: 5-11 классы – 1 час (по 34 часа в год). Продолжительность одного занятия 40 минут. Программа предусматривает работу с постоянным численным составом в количестве от 10 до 15 человек. Рабочая программа является образовательной по характеру деятельности, начальной по уровню подготовки, так как по её окончанию предусматривается переход на программу уровня освоения деятельности, а затем на уровень совершенствования. Цели программы Цель программы – создание условий для выявления, поддержки и развития более одаренных детей с целью дальнейшего профессионального самоопределения. Задачи: • создание системы целенаправленной поддержки детей с более высокими, по сравнению с большинством остальных сверстников, творческими способностями; • развитие творческих навыков в дизайнерской деятельности обучающихся; • создание максимально благоприятных условий для интеллектуального и творческого развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе творческой и проектной деятельности. Основные формы и методы работы. Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично – поисковый; практический. В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов: Личностные результаты • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости; • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде под руководством учителя; • умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу других с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; Метапредметные результаты • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3 • овладение умением творческого видения, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; • умение организовать свое рабочее место; • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты • сформированность первоначальных представлений о бумагопластике; • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке аналогов; • овладение практическими умениями и навыками в различных видах творческой деятельности • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; • овладение навыками моделирования из бумаги, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека Критерии оценки работ обучающихся При реализации данной программы могут использоваться разнообразные формы оценки работ. Такие как: - собеседование; - защита творческой работы; - участие в конкурсах и выставках разного уровня. Все эти формы предусматривают оценку творческого потенциала обучающихся, а также уровня его коммуникативного общения с учетом развития познавательного интереса и формирования активной жизненной позиции. В ней оцениваются следующие критерии: • оригинальность; • качество выполнения; • используемый материал; • аккуратность; • целесообразность выполнения Содержание курса внеурочной деятельности Введение. Теоретическая часть: Знакомство с планом работы, содержанием тем, особенностями работы. Инструктаж по технике безопасности. 1 раздел. Основы дизайна. Теоретическая часть: Понятие дизайна. Основные законы композиции и цветоведения. Использование законов цветоведения при создании образа. Практическая работа: Создание эскизов уравновешенной и динамической композиции. 2 раздел. Букеты и цветочные композиции Теоретическая часть: 4 Основные элементы композиции букета. Цвет его значение в аранжировке. Материалы для аранжировки. Символика в аранжировке. Основные правила аранжировки. Формы букетов. Букеты из конфет. Практическая работа: Подготовка материала к созданию букетов. Создание конфетных букетов. 3. Украшения для одежды Теоретическая часть: Элемент русского народного костюма (кокошник), история его возникновения и назначение; технология изготовления элементов для одежды в технике сутаж и его выразительные средства. Практическая работа: создание эскиза в векторном графическом редакторе CorelDraw; подбор материала; изготовление элементов украшения по инструкционной карте; сборка изделий; демонстрация изделий. 4. Стильные украшения для интерьера Теоретическая часть: Технология изготовления элементов декора для оформления интерьера. Разновидности украшений . Практическая работа: Подбор материала. Подготовка основы. Изготовление элементов украшения. Сборка изделий. 5.Презентация и защита дизайнерского проекта. Теоретическая часть: Элементы презентации. Практическая работа: Создание презентации. Защита творческого проекта. Итоговые занятия Теоретическая часть: Подведение итогов. Практическая работа: Тестирование. 5 Тематическое планирование Тема урока № п/п 1. Вводное занятие. Техника безопасности. 1 раздел «Основы дизайна» (2ч.) 2. 3. Понятие дизайна. Основные законы композиции и цветоведения. 2 раздел «Букеты и цветочные композиции» (6 ч.) История возникновения флоризма. Цвет его значение в аранжировке. Букеты разных стран мира. Стили букета. Создание конфетных букетов. 3 раздел «Украшения для одежды» (10 ч.) Стили одежды ее назначение. Аксессуары и украшения как дополнение образа человека. Создание аксессуаров и украшений 4 раздел «Стильные украшения для интерьера» (10ч.) Стили интерьера. Виды украшений интерьера. Создание украшения для интерьера. 5 раздел «Презентация и защита дизайнерского проекта» (5ч.) Проектная деятельность. Итоговое занятие. Защита проекта. 4. 5. 6-9. 10. 11-19. 20. 21-29 30-33. 34. Кол-во часов Теор. 1 Практ. - 1 1 - 1 - 1 - 4 2 - - 8 2 - 8 3 - 1 1 Учебно-методический обеспечение Методические указания: В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий. Литература: Вальц И. русск. И. Козина. – Стильные украшения для модного интерьера. «Академия развития» ООО «Издательство АСТ» Астрель» и «Издательство Астрель» 2008. ВершинниковаЕ.Г., Р.В. Игнатьева. – «Занятия в школе дизайна: 5-9 классы» Волгоград: Учитель, 2010.- 151с. Локрина Т. «Цветочные композиции для интерьера» Издательство. «Ниола-Пресс» 2008. Необходимые материалы для кружка «Дела рук»: 1. Художественные материалы: Бумага белая, бумага цветная, ткань, пряжа, карандаши, клей, фломастеры, нитки, природный материал, проволока, фольга, пуговицы, картон, бусины, ткань, шнуры, элементы декора, кожа, фоамиран и т.д.. 2. Инструменты для работ: Ножницы, иглы, кнопки, линейка, шаблоны, ластики, циркули, клеевые пистолеты 3. Технические средства: ПК, мультимедийный проектор, колонки. 4.Методические разработки, пособия по изготовлению различных работ, книги, словари, журналы «Рукоделие». 6 Приложение 1. Список учащихся объединения ДО «Дела рук» (1ч./34уч.ч. год) 2023 -2024 уч.г. Ф.И. учащегося № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Класс Руководитель объединения ВУД: Цветкова М.В. Расписание занятий объединения ДО: 5-11 класс – вторник 13.55 – 14.35ч. Мониторинговая карта результатов освоения программы № ФИ учащегося Показатели и критерии уровня сформированности личностные Начал о года Конец года Нача ло года метапредметные Конец года Начал о года Конец года Начал о года Конец года предметные Начал о года Коне ц года Начал о года Конец года 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 7