ДО. РП. Дела рук, 11-17л.

Выписка из основной образовательной
Программы основного общего образования
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Чатлыковская средняя общеобразовательная
школа»
«Принято» на заседании педагогического
совета школы № 6 от 31.05.2023 г.
«Утверждено»
приказом директора № 114 от 23.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Дела рук»

Направление: общекультурное
Уровень общего образования: основное общее образование
Возраст: 11- 18 лет
Составитель – учитель изобразительного искусства Цветкова М.В., ВКК.

с. Чатлык, 2021 г.

Пояснительная записка

1.
2.
3.

4.

5.

6.
7.
8.

Программа внеурочной деятельности разработана на основе:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (с изменениями и дополнениями);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №
1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;
Письма Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года № 09 – 1672 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального стандарта общего
образования»;
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 24
ноября 2015 года);
Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ
«Чатлыковская СОШ»;
Положения о рабочей программе учебных курсов и внеурочной деятельности в МКОУ
«Чатлыковская СОШ» (действующая редакция);
Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чатлыковская
средняя общеобразовательная школа» (в действующей редакции).

Создание условий для выявления, обучения и развития одаренных детей, реализации их
потенциальных возможностей - одна из основных задач образовательного учреждения.
Этому способствуют разнообразие видов деятельности, особенности организации
образовательного процесса, творческий характер обучения.
Исходя из практической деятельности, данная программа составлена в соответствии с
интересами и потребностями обучающихся, учитываются реальные возможности, что
помогает сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует его
самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на
личностную реализацию.
Программа «Дела рук» позволит познакомить детей с основами дизайнерской работы,
поможет разобраться в цветовом многообразии, познакомит с особенностями
художественно-творческой, конструкторской и проектной деятельности, что может
послужить базой для выбора дальнейшей профессии. Эрудированность, в области
декоративно-прикладного и дизайнерского искусства, позволит обучающимся с интересом
включиться в деятельность, достичь последовательных успехов в личностном развитии и
сделать
правильный выбор профессии.
Новизна и актуальность программы в том, что она составлена с учетом психологовозрастных особенностей детей и ориентирована на достижение конкретных результатов в
области дизайнерской работы. Кроме этого программа дополнена элементами свободного
творчества и созданием личных творческих проектов, что позволяет выявить и развить
специальные способности и интересы для
формирования основ допрофессиональной
деятельности. Другими словами программа «Дела рук» ориентирована на творческое и
профессиональное самоопределение одарённых детей 11-17 летнего возраста.
В работе используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с
творчески одарёнными детьми.
Подведение итогов осуществляется в виде проведения общешкольных выставок,
участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, публикация работ и
2

результатов в группе кружка «Дела рук» (созданной в социальной сети «ВКонтакте» или
заполнением творческого портфолио обучающегося.
Программа разработана на основе программы Вершинниковой Е.Г., Р.В. Игнатьевой. –
«Занятия в школе дизайна: 5-9 классы» Волгоград: Учитель, 2010.- 151с.
Рассчитана на 1 год обучения: всего 34 часа. Кружок рассчитан на занятия 1 раз в
неделю: 5-11 классы – 1 час (по 34 часа в год). Продолжительность одного занятия 40 минут.
Программа предусматривает работу с постоянным численным составом в количестве от 10
до 15 человек.
Рабочая программа является образовательной по характеру деятельности, начальной по
уровню подготовки, так как по её окончанию предусматривается переход на программу
уровня освоения деятельности, а затем на уровень совершенствования.
Цели программы
Цель программы – создание условий для выявления, поддержки и развития более
одаренных детей с целью дальнейшего профессионального самоопределения.
Задачи:
• создание системы целенаправленной поддержки детей с более высокими, по
сравнению с большинством остальных сверстников, творческими способностями;
• развитие творческих навыков в дизайнерской деятельности обучающихся;
• создание максимально благоприятных условий для интеллектуального и творческого
развития детей, для реализации их личных творческих способностей в процессе творческой и
проектной деятельности.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов
деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно – иллюстративный (объяснение сопровождается
демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и
вместе с детьми ищет пути её решения); частично – поисковый; практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные
формы работы.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной
отзывчивости;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работ в команде под руководством учителя;
• умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу других с
позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его
выражения.
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и
мира в целом;
Метапредметные результаты
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3

• овладение умением творческого видения, т. е. умением сравнивать, анализировать,
выделять главное, обобщать;
• формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
• умение организовать свое рабочее место;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
• сформированность первоначальных представлений о бумагопластике;
• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
аналогов;
• овладение практическими умениями и навыками в различных видах творческой
деятельности
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
• овладение навыками моделирования из бумаги, навыками изображения средствами
аппликации и коллажа;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости
и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
Критерии оценки работ обучающихся
При реализации данной программы могут использоваться разнообразные формы оценки
работ. Такие как:
- собеседование;
- защита творческой работы;
- участие в конкурсах и выставках разного уровня.
Все эти формы предусматривают оценку творческого потенциала обучающихся, а также
уровня его коммуникативного общения с учетом развития познавательного интереса и
формирования активной жизненной позиции.
В ней оцениваются следующие критерии:
• оригинальность;
• качество выполнения;
• используемый материал;
• аккуратность;
• целесообразность выполнения
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение.
Теоретическая часть:
Знакомство с планом работы, содержанием тем, особенностями работы.
Инструктаж по технике безопасности.
1 раздел. Основы дизайна.
Теоретическая часть:
Понятие дизайна. Основные законы композиции и цветоведения.
Использование законов цветоведения при создании образа.
Практическая работа:
Создание эскизов уравновешенной и динамической композиции.
2 раздел. Букеты и цветочные композиции
Теоретическая часть:
4

Основные элементы композиции букета. Цвет его значение в аранжировке.
Материалы для аранжировки. Символика в аранжировке. Основные правила
аранжировки.
Формы букетов. Букеты из конфет.
Практическая работа:
Подготовка материала к созданию букетов.
Создание конфетных букетов.
3. Украшения для одежды
Теоретическая часть:
Элемент русского народного костюма (кокошник), история его возникновения и
назначение; технология изготовления элементов для одежды в технике сутаж и его
выразительные средства.
Практическая работа:
создание эскиза в векторном графическом редакторе CorelDraw; подбор материала;
изготовление элементов украшения по инструкционной карте; сборка изделий; демонстрация
изделий.
4. Стильные украшения для интерьера
Теоретическая часть:
Технология изготовления элементов декора для оформления интерьера.
Разновидности украшений .
Практическая работа:
Подбор материала. Подготовка основы.
Изготовление элементов украшения.
Сборка изделий.
5.Презентация и защита дизайнерского проекта.
Теоретическая часть:
Элементы презентации.
Практическая работа:
Создание презентации. Защита творческого проекта.
Итоговые занятия
Теоретическая часть:
Подведение итогов.
Практическая работа:
Тестирование.

5

Тематическое планирование
Тема урока

№
п/п
1.

Вводное занятие. Техника безопасности.
1 раздел «Основы дизайна» (2ч.)

2.
3.

Понятие дизайна.
Основные законы композиции и цветоведения.
2 раздел «Букеты и цветочные композиции» (6 ч.)
История возникновения флоризма. Цвет его значение в
аранжировке.
Букеты разных стран мира. Стили букета.
Создание конфетных букетов.
3 раздел «Украшения для одежды» (10 ч.)
Стили одежды ее назначение. Аксессуары и украшения как
дополнение образа человека.
Создание аксессуаров и украшений
4 раздел «Стильные украшения для интерьера» (10ч.)
Стили интерьера. Виды украшений интерьера.
Создание украшения для интерьера.
5 раздел «Презентация и защита дизайнерского проекта» (5ч.)
Проектная деятельность.
Итоговое занятие. Защита проекта.

4.
5.
6-9.
10.
11-19.
20.
21-29
30-33.
34.

Кол-во часов
Теор.
1

Практ.
-

1
1

-

1

-

1
-

4

2

-

-

8

2
-

8

3
-

1
1

Учебно-методический обеспечение
Методические указания:
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности
при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Литература:




Вальц И. русск. И. Козина. – Стильные украшения для модного интерьера. «Академия
развития» ООО «Издательство АСТ» Астрель» и «Издательство Астрель» 2008.
ВершинниковаЕ.Г., Р.В. Игнатьева. – «Занятия в школе дизайна: 5-9 классы» Волгоград:
Учитель, 2010.- 151с.
Локрина Т. «Цветочные композиции для интерьера» Издательство. «Ниола-Пресс» 2008.

Необходимые материалы для кружка «Дела рук»:
1. Художественные материалы:
Бумага белая, бумага цветная, ткань, пряжа, карандаши, клей, фломастеры, нитки,
природный материал, проволока, фольга, пуговицы, картон, бусины, ткань, шнуры,
элементы декора, кожа, фоамиран и т.д..
2. Инструменты для работ:
Ножницы, иглы, кнопки, линейка, шаблоны, ластики, циркули, клеевые пистолеты
3. Технические средства:
ПК, мультимедийный проектор, колонки.
4.Методические разработки, пособия по изготовлению различных работ, книги, словари,
журналы «Рукоделие».

6

Приложение 1.
Список учащихся объединения ДО
«Дела рук» (1ч./34уч.ч. год)
2023 -2024 уч.г.
Ф.И. учащегося

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Класс

Руководитель объединения ВУД: Цветкова М.В.
Расписание занятий объединения ДО:
 5-11 класс – вторник 13.55 – 14.35ч.
Мониторинговая карта результатов освоения программы
№

ФИ
учащегося

Показатели и критерии уровня сформированности
личностные

Начал
о года

Конец
года

Нача
ло
года

метапредметные

Конец
года

Начал
о года

Конец
года

Начал
о года

Конец
года

предметные

Начал
о года

Коне
ц
года

Начал
о года

Конец
года

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».