Пояснительная записка к учебному плану
для обучающихся с нарушением интеллекта, вариант I
Учебный план МКОУ «Чатлыковская СОШ» (далее - Учебный план), реализующей
ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV
2 этап - V - IX классы;
Срок обучения по АООП составляет 9 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I классе и 34
учебных недель в году со II по IX класс.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном
плане предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного времени и каникул
(четверти).
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается
продолжительность учебной недели – 5 дней (при соблюдении гигиенических требований
к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно действующему
СанПиНу).
Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. Продолжительность
учебных занятий в 1 классе составляет 35 минут, во 2-9 классах – 40 минут.
Реализация АООП МКОУ «Чатлыковская СОШ» в части трудового обучения
осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в
рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития,
здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда,
включающего в себя подготовку учащегося к индивидуальной трудовой деятельности.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в
состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую
направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая
область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по
классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
- формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Учебный план включает обязательные предметные области:
Язык и речевая практика,
Математика,
Естествознание,
Человек и общество,
Искусство,
Физическая культура,
Технологии.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика»
Учебные предметы: Русский язык, Чтение, Речевая практика.
Основные задачи реализации содержания:
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе
овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о русском (родном)
языке как средстве общения и источнике получения знаний. Использование письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых задач,
развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного, элементарных
этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций.
Формирование и развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по содержанию
и возрасту литературных текстов. Формирование коммуникативных навыков в процессе
чтения литературных произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей действительности.
Обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи. Развитие навыков
связной устной речи. Развитие навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения. Ознакомление со средствами устной выразительности,
овладение нормами речевого этикета.
Предметная область «Математика»
Учебный предмет:
Математика. Основные задачи реализации содержания: Овладение началами
математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.).
Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении
соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры
измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической
деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в
жизни.
Предметная область «Естествознание»
Учебные предметы: Мир природы и человека
Основные задачи реализации содержания:
Мир природы и человека. Формирование представлений об окружающем мире:
живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и
общества с природой. Развитие способности к использованию знаний о живой и неживой
природе и сформированных представлений о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
Предметная область «Искусство»
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Основные задачи реализации содержания:
Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их
применение для решения практических задач. Развитие художественного вкуса: умения
отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание
потребности в художественном творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование простейших эстетических
ориентиров.
Предметная область «Физическая культура»
Учебный предмет: Адаптивная физическая культура. Основные задачи реализации
содержания: Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального режима питания и
сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в
систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта.
Формирование и совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и др. Формирование умения следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать. Овладение основами
доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в
соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся.
Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.
Предметная область «Технологии»
Учебные предметы: Ручной труд.
Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми
умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к
трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в
жизни человека и общества, о мире профессий и важности выбора доступной профессии.
Трудовое обучение в I-IV классах дает возможность обучающимся овладеть
элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и навыками. Содержание
трудового обучения в IV классе является переходной ступенью от ручного труда к
допрофессиональному.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую
коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в I-IV классах
представлена следующими учебными предметами:
- Основы религиозных культур и светской этики
- Читаем. Считаем.Наблюдаем
- Мир информатики
В V- IX классах представлена следующими учебными предметами:
- Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ);
- Основы читательской грамотности
- Практикум по математике
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно- развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Логопедические занятия.
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех
сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической),
связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Психокоррекционные занятия.
Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм
взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и
межличностных отношений обучающихся; формирование навыков адекватного поведения.
Ритмика.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности
обучающегося в процессе восприятия музыки.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной,
эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами
музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой
моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков
здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю
из часов внеурочной деятельности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
МКОУ «Чатлыковская СОШ» предоставляет обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Направления внеурочной деятельности: разговоры о важном, лего-конструирование,
бумагопластика, шахматы, декоративно-прикладное творчество.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Недельный учебный план АООП обучающихся
с нарушением интеллекта (вариант 1)
I - IV классов.
Предметные области
Учебные предметы (учебные курсы)
Количество часов в
неделю
Всего
I
II
III
IV
Русский язык
3
3
3
3
12
Чтение
3
4
4
4
15
Речевая практика
2
2
2
2
8
Математика
Математика
3
4
4
4
15
Естествознание
Мир природы и человека
2
1
1
1
5
Искусство
Музыка
2
1
1
1
5
Рисование (Изобразительное искусство)
1
1
1
1
4
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
3
3
3
3
12
Технология
Труд (технология)
2
1
1
1
5
Обязательная часть
Язык и речевая практика
Итого
21 20
20
20 81
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
-
3
3
9
1
1
3
Основы религиозных культур и светской этики
Читаем.Считаем.Наблюдаем.
2
2
1
3
Мир информатики
1
1
1
3
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами
21 23
23
23 90
Внеурочная деятельность:
10 10
10
10 40
Коррекционно-развивающая область
7
7
7
7
28
Коррекционный курс «Логопедические занятия»
2
2
2
2
8
Коррекционный курс «Ритмика»
1
1
1
1
4
Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных
процессов»
2
2
2
2
8
2
2
2
2
8
Коррекционный курс "Психокоррекционные занятия:
дефектологические»
Учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся 5-9 классов
Предметные области
Учебные предметы (учебные курсы)
Количество часов в
неделю
Всего
V
VI VII VIII IX
Русский язык
4
4
4
4
4
20
Чтение (Литературное чтение)
4
4
4
4
4
20
Математика
4
4
3
3
3
17
Информатика
-
-
1
1
1
3
Природоведение
2
2
-
-
-
4
Биология
-
-
2
2
2
6
География
-
2
2
2
2
8
Основы социальной жизни
2
2
2
2
2
10
Мир истории
-
2
-
-
-
2
История Отечества
-
-
2
2
2
6
Музыка
1
-
-
-
-
1
Рисование (изобразительное искусство)
2
-
-
Физическая культура
Адаптивная физическая культура
2
2
2
2
2
10
Технология
Труд (технология)
6
6
7
7
7
33
Обязательная часть
Язык и речевая практика
Математика
Естествознание
Человек и общество
Искусство
2
Итого
27 28 29
29
29 142
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
2
1
1
1
1
2
1
Основы безопасности и защиты Родины
7
Основы читательской грамотности
1
1
1
Практикум по математике
1
1
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами
29 30 30
30
30 149
коррекционно-развивающая область
7
7
7
7
7
35
Коррекционный курс «Логопедические занятия»
2
2
2
2
2
10
Внеурочная деятельность:
Коррекционный курс «Ритмика»
Коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Коррекционный курс "Психокоррекционные занятия: дефектологические»
1
1
1
1
1
5
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10