РП ДО. ТЮЗ. Анферова В.В.

Выписка из основной образовательной
Программы основного общего образования
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Чатлыковская средняя общеобразовательная
школа»
«Принято» на заседании педагогического
совета школы № 6 от 31.05.2023 г.
«Утверждено»
приказом директора № 114 от 23.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА

Театральная студия
ТЮЗ

Направленность: художественная
Уровень образования: основное общее образование
Возраст: 6 – 11 лет
Составитель: Анферова В.В. педагог дополнительного образования

с. Чатлык, 2023 г.

Пояснительная записка
Современное общество требует от человека основных базовых навыков в
любой профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление
вниманием, способность работать в условиях кросс культурности, творчество и
креативность, способность к (само) обучению и др. При правильно выстроенной
работе основную часть из востребованных в будущем навыков можно развить,
занимаясь театральной деятельностью.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Школьный театр» обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей
школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование
и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и
поддержку талантливых детей. В младшем школьном возрасте интерес ребенка
достаточно неустойчив. Наиболее интересны для ученика младшего класса такие
предметы как рисование, лепка, музыка. В этом возрасте дети являются в большей
степени индивидуалистами, достаточно эгоцентричными. Ощущение коллектива и
командности придет позже. На этапе учебы закладываются дружеские
взаимоотношения с одноклассниками. Но оценочное суждение о друге связано
прежде всего с оценочным суждением учителя о личностных качествах ученика.
В 9–10-летнем возрасте, в отличие от более младшего, школьники острее
переживают личные неудачи, замечания от учителя в присутствии других детей.
Начинает проявляться потребность ребенка во внимании, уважении. Способность
делать что-то лучше других достаточно важна для обучающихся младших классов.
Необходимо создать условия, при которых каждый ребенок будет чувствовать свою
неповторимость и значимость. В этом возрасте ребенок оказывается перед выбором:
быть как все, принадлежать к большинству или быть лучшим, получать похвалу.
Существенную помощь в развитии личностных качеств ученика могут дать
внеурочные занятия. Важно понимать, что именно творческое развитие личности
школьника этого возраста поможет ребенку справиться с колоссальной
психологической нагрузкой. Занятия в школьном театре помогут ребенку
сформировать основы, необходимые для его комфортного существования:
усидчивость, волевой интеллект, эмпатия, нацеленность на результат.
В системе дополнительного образования по театральной деятельности с детьми
начальных классов необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под
возрастную категорию младших школьников, контролю над правильным
выполнением упражнений, внимательно следить за темпо-ритмом занятия. В этом
возрасте дети быстро теряют интерес, им нужна новизна, поэтому лучше на каждом
занятии предлагать новые упражнения или игры, а через какое-то время можно
повторить уже изученные. Создание творческой рабочей атмосферы, в которой
педагог и школьник будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном
воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям. В этом помогут
конкретные требования:
 не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший не только сам
пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом
концентрации группового и индивидуального внимания, но и отвлекает своим
приходом остальных школьников и педагога;
 с первых занятий убедить обучающихся в необходимости завести отдельную
тетрадь для записи упражнений и текстов. Эта тетрадь будет содержать все
основные этапы обучения и может пригодиться в дальнейшем;
 налаживание творческой дисциплины.
Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу
междисциплинарной связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по

принципу «от простого к сложному». Каждое конкретное занятие является звеном
общей системы обучения.
Содержание
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы по актёрскому мастерству и сценической речи строится на основе
методики воспитания и обучения Вахтанговской школы. Главная особенность этой
школы – последовательность освоения элементов техники актёра: «От простого к
сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в
себя все предыдущие».
Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике
Вахтанговской школы следующий:
1. Внимание
2. Память
3. Воображение
4. Фантазия
5. Мышечная свобода
6. Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)
7. Физическое самочувствие
8. Предлагаемые обстоятельства
9. Оценка факта
10. Сценическое общение
Театр – коллективное творчество индивидуальностей. Дети всегда хотят быть
неповторимыми. Они любят перевоплощаться, превращаться, играя друг с другом. В
этом актерская игра схожа с поведением детей.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного,
пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют
мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие
возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, тем
самым создаются условия для успешной социализации личности. Важно получать
удовольствие от творческого процесса, чтобы на занятиях было интересно, тогда
придет и личностное развитие, и творческий рост ребёнка.
Планируемые результаты освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Предметные результаты:
 правильно интонировать при выразительном прочтении текста;
 правильно расставлять логические ударения цитируемого текста;
 освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической
речи;
 использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
 использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
 ориентироваться в сценическом пространстве;
 выполнять простые действия на сцене;
 взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
 произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
 создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
Личностные результаты:
 умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения
учебной задачи и правильность ее выполнения;
 приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;

 способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции;
 стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими
людьми.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
 понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
 планирование своих действий на отдельных этапах работы;
 осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей
деятельности;
 анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью
педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое
смогу».
Познавательные УУД позволяют:







развить интерес к театральному искусству;
освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
сформировать представления о театральных профессиях;
освоить правила проведения рефлексии;
строить логическое рассуждение и делать вывод;
выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение);
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого
текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
 организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
 работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
 формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы – 6-11 лет. Статус детского коллектива – комплексный; состав постоянный; особенности набора детей – свободный.
Формы занятий:
 Индивидуальные;
 Групповые;
Срок реализации программы – 1 год.

Содержание программы
Календарно – тематический план
№п/п Тема
Азбука театра
Сценическая речь
(Культура и техника
речи
3
Актерская грамота
4
Предлагаемые
обстоятельства
(Театральные игры)
5
Промежуточная
аттестация
6
Ритмопластика
7
Работа над
инсценировками
(миниатюрами, мини
спектаклями)
8
Итоговая аттестация
ИТОГО
1
2

Количество часов
Всего
Теория
2
1
5
1

Практика
1
4

7
6

3
1

4
5

1

-

1

4
8

1
1

3
7

1
34

8

1
26

1

2

Календарно – тематическое планирование
на 2023-2024 учебный год.
Название раздела/темы
Кол-во часов
Форма контроля
Азбука театра
2
Знакомство с обучающимися.
1
Беседа;
Ознакомление с режимом занятий,
выполнение
правилами поведения на занятиях,
творческих
формой одежды и программой.
заданий
Устав и название коллектива.
Инструктаж по технике
безопасности на занятиях, во время
посещения спектаклей, поездок в
автобусе, правилами
противопожарной безопасности.
Беседа о театре. Театр вокруг нас.
Ролевая игра «Мы идем в театр». О
профессии актера и его способности
перевоплощаться. Игры «По правде
и понарошку», «Одно и то же поразному»
Театр как вид искусства.
1
Особенности театрального
искусства. Виды театров. Правила
поведения в театре. Устройство
сцены и театра. Театральные
профессии. Актер – главное «чудо»
театра
Сценическая речь
5
Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий
Предмет сценической речи.
1
Диапазон звучания. Темп речи.
Интонация. Дыхательная
гимнастика, фонационная
(звуковая) гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Гигиенический массаж,
вибрационный массаж
Художественное чтение как вид
1
исполнительского искусства.
Основы практической работы над
голосом
Выразительное чтение, громкость и 1
отчетливость речи, посыл звука в
зрительный зал. Участие в играх на
выразительность и громкость
голоса: «Оркестр», «Метание
звуков», «Звук и движение»
Выполнение дикционных
1
упражнений, произнесение
скороговорок. Голосовой тренинг.

3

4

Выразительное чтение по ролям.
Разучивание и инсценировка
чистоговорок, скороговорок и
стихов
Развитие навыка логического
анализа текста (на материале
детских стишков). Знаки
препинания, грамматические паузы,
логические ударения.
Актерская грамота

Особенности сценического
внимания. Тренинги на внимание
Мышечная свобода. Зажим.
Тренинги и выполнение
упражнений с приемами релаксации
Сценическое оправдание как
мотивировка сценического
поведения актера
Понятие о предлагаемых
обстоятельствах. Выполнение
этюдов: на достижение цели, на
события, на зону молчания, на
рождение слова, этюдовнаблюдений
Сценическая задача и чувство.
Выполнение упражнений на
коллективную согласованность
действий
Сценическое действие. Мысль и
подтекст
Сценический образ как «комплекс
отношений»
Предлагаемые обстоятельства.
(Театральные игры)
Общеразвивающие игры и
специальные театральные игры.
Понятие «игра
Понятие «театральная игра».
Значение игры в театральном
искусстве. Воображение и вера в
вымысел
Игры-импровизации. Игрыинсценировки
Игры-превращения Игрыдраматизации
Понятие «Предлагаемые
обстоятельства». Выполнение
упражнений на предлагаемые
обстоятельства. Участие в играх-

1

7

1
1

1

1

1

1
1
6
1

1

1
1
1

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

5

6

7

8

инсценировках, играхпревращениях, сюжетных играх
Составление этюдов.
Индивидуальные и групповые
этюды. Обыгрывание бытовых
ситуаций из детских литературных
произведений. Сочинение и
представление этюдов по сказкам
Открытое занятие. Показ
специальных упражнений по
актерскому психотренингу,
театральных миниатюр
(инсценировок), игры. Рефлексия.
Ритмопластика
Пластика. Мышечная свобода.
Жесты
Выполнение основных позиций рук,
ног, постановки корпуса. Работа над
жестами (уместность,
выразительность). Участие в играх
на жестикуляцию (плач, прощание,
встреча). Выполнение этюдов на
основные эмоции (грусть, радость,
гнев)
Тело человека: его физические
качества, двигательные
возможности, проблемы и
ограничения
Речевая и двигательная гимнастика.
Выполнение упражнений при
произнесении элементарных
стихотворных текстов
Работа над инсценировками
(миниатюрами)
Чтение литературного
произведение. Разбор
Разбор
Читка по роля
Читка по роля
Разучивание текстов
Разучивание текстов
Этюдные репетиции на площадке.
Разбор мизансцен
Этюдные репетиции на площадке.
Творческий отчет

Итого

34

1

1

Промежуточная
аттестация

4
1
1

1

1

8

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль
и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме:
 педагогического наблюдения за выполнением специальных упражнений,
театральных игр, творческих заданий.
 показа отдельных эпизодов или сцен из спектакля;
 выполнения тестовых творческих заданий по разделам программы;
 тестирования;
 участия в конкурсах, викторинах по пройденному материалу;
 самооценки обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета:
показа инсценировок, театральных миниатюр, мини-спектаклей, проведения
школьного мероприятия.

Список литературы
Для обучающихся:
1. Абалкин Н.А. Рассказы о театре. – М.: Молодая гвардия, 1986;
2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. – Л.: Детская литература, 1990;
3. Детская энциклопедия. Театр. – М.: Астрель, 2002;
4. Климовский В.Л. Мы идем за кулисы. Книга о театральных цехах. – М.: Детская
литература, 1982.
Для педагога:
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров «Я вхожу в мир
искусства». – М.: «Искусство», 1996;
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические
задания для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи.
Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
5. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
6. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава; под
редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
7. Михайлова А.П. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М.:
«Просвещение», 1975;
8. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы». – М.:
«Просвещение», 1995;
9. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
10. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
11. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;
12. Шихматов Л.М. От студии к театру. – М.: ВТО, 1970.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».