ДО. РП. ЭКОЛОГИКА

Выписка из основной образовательной
Программы основного общего образования
Муниципального казенного общеобразовательного
учреждения
«Чатлыковская средняя общеобразовательная
школа»
«Принято» на заседании педагогического совета
школы № 6 от 31.05.2023 г.
«Утверждено»
приказом директора № 114 от 23.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ЭКОЛОГИКА»

Направленность: Естественно-научная
Уровень общего образования: начальное общее образование
Возраст: 6-11 лет
Составитель: Калинкина Е.В., педагог-организатор

с. Чатлык 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

3

II. Тематическое планирование

8

III. Содержание программы
- первый год обучения

10

- второй год обучения

13
17

- третий год обучения
IV. Методическое обеспечение программы

23

V. Материальное обеспечение программы

24

VI. Список литературы, рекомендуемый для педагогов

25

VII. Список литературы, рекомендуемый для обучающихся

27

VIII. Приложение

29

1. Методические рекомендации по реализации

30

разделов «Экологика»
2. Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста

34

3. Конспект занятия-экскурсии: « Сезонные изменения в природе.

37

Осенние зарисовки»
4. Конспект занятия на тему занятия: «Хлеб всему голова»

40

(III год обучения)
5. Экологические модули

44

6. Статистические данные для уроков математики

48

7. Варианты упражнений для уроков русского

49

8. Подвижные экологические игры на свежем воздухе

50

9. Конспект обобщающего занятия по разделу

52

«Зоопутешествие по материкам»
10. Летняя экологическая смена пришкольного лагеря «Солнышко»

55

Природа - это единственная книга,
каждая страница которой полна
глубокого содержания.
И.В. Гѐте
I. Пояснительная записка
При всем многообразии разработанных программ (стратегий) экологического
образования, сторонники различных точек зрения едины в понимании необходимости
формирования и развития экологической культуры детей. То есть учить ребенка не
только замечать, распознавать красоту Природы, но и стремиться к постижению,
изучению и сбережению её.
А такое, на наш взгляд, возможно только благодаря введению в воспитательно образовательный процесс практики непрерывного экологического образования.
Особенностью данного образования детей является его внедрение на самых ранних
стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени
оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека.
В раннем, «чувствительном» периоде организм запечатлевает важные знания, образы,
усваивает образцы поведения, которыми он руководствуется затем на протяжении жизни.
Пропустив такой период, не получив в это время нужной информации, человек теряет
возможность вовремя приобрести ее. И даже получив ее, став взрослым, человек будет
лишь помнить эту информацию, но не следовать ей.
Поэтому для нас так важно не упустить это поистине драгоценное время, когда ребенок
готов познавать мир, постигать справедливые законы матушки – природы. Именно
поэтому данная программа носит ярко выраженную естественнонаучную
направленность.
Цель программы – реализация идеи непрерывного экологического образования и
формирование у учащихся (дошкольников и младших школьников) осознанного интереса
к изучению окружающей среды.
Данная цель достигается по мере решения в единстве следующих задач:
обучающие:
учить детей наблюдать за объектами живой и неживой природой, анализировать,
делать выводы;
расширить представление учащихся об окружающем мире;
углубить знания детей о природе Свердловской области.
развивающие:
способствовать развитию основных образовательных компетенций: развивать
память, логическое мышление, внимание, ловкость посредством экологических,
дидактических и подвижных игр, экскурсий, опытов;
развивать навык работать с географической и другими видами карт, глобусом,
компасом.
воспитывающие:
способствовать развитию общекультурных компетенций: воспитывать чувство
любви к своей Родине, своей семье, умение замечать и ценить красоту родной
природы;
развивать у детей чувство коллективизма, желание работать в одной команде;
активизировать участие детей в деле защиты окружающей среды.
Цель и задачи программы разработаны и реализуются на практике с учетом требований,
предъявляемых федеральным образовательным стандартом (ФГОС).

Актуальность и педагогическая целесообразность настоящей программы заключается
в том, что в современном обществе проблема повышения уровня экологической культуры
подрастающего поколения является приоритетной. Пришла пора воспитывать детей не в
вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании
с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде.
Программа «Экологика» отвечает этой потребности общества поскольку:
- комплексный характер программы, наличие психологической и эстетической
составляющих активизируют процессы самопознания и самовыражения, дают
возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах
деятельности: от простого созерцания (I год обучения) к азам исследовательской
деятельности (III год обучения);
- в результате взаимодействия разных методов и форм проведения занятий, формируется
своеобразная образовательная среда, в которой происходит самообучение и
самовыражение личности обучающегося;
- программа отвечает запросам непрерывного экологического образования детей и
способна именно сейчас, в настоящее время, воспитывать, развивать и вести к будущей
жизни всесторонне развитую и гуманную личность.
Исключительной особенностью программы можно считать то, что она является одной
из неотъемлемых частей в формировании непрерывного экологического образования в
Красноуфимском районе Свердловской области, наряду со следующими структурами:
- образовательными (школы, детские сады, учреждения дополнительного образования);
- просветительскими (библиотеки, краеведческий музей).
Реализация программы невозможна также и без совместной работы с родителями
обучающихся в объединении детей
Данная программа является результатом многолетней работы с детьми разного
возраста (6-11 лет) в системе непрерывного экологического образования,
реализуемого набазе МКОУ «Чатлыковская СОШ».
В состав объединений должно входить не менее 10 человек. Это связано с
особенностями организации учебно - воспитательного процесса и соответствует пункту
2.3. Устава учреждения.
Обучение по программе непрерывное, реализуется в течение трех лет. Это оправданный
и закономерный шаг, поскольку данная программа включает обширный тематический
материал (от элементарных объектов окружающей среды до основных понятий и
терминов экологии) и рассчитана на детей различных возрастных групп.
I год обучения – первоначальное знакомство с особенностями сезонных изменений в
природе, правилами поведения в лесу, знакомство с историей родного края, наблюдение и
анализ простых опытов, работой в уголке живой природы.;
II год обучения – развитие умения наблюдать за живой и неживой природой,
анализировать, делать выводы, знакомство с правилами здорового образа жизни,
применять на практике знания, полученные после завершения первого года обучения.
III год обучения – направлен на развитие у детей основ учебно-исследовательской
деятельности: самостоятельный выбор объектов исследования, наблюдения и анализ
полученной информации.
Количество занятий в неделю и их продолжительность соответствуют требованиям
СанПиНа.
Основными принципами формирования программы на различных этапах обучения
являются:
учет основных образовательных компетенций и требований, предъявляемых
федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС);
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и общего
развитияличности ребенка;

высокий уровень квалификации и педагогического мастерства педагога;
доброжелательный психологический климат на занятиях, целенаправленность
деятельности педагога и учащегося;
постепенное углубление знаний при переходе от одного года обучения кследующему;
доступность подобранного учебного материала соответствующей возрастной
группе детей;
реализация принципа наглядности во время занятий посредством обширного
использования демонстративного и раздаточного материалов;
подкрепление теоретических знаний практическими навыками.
Основными формами занятий с учащимися являются:
- проведение бесед с включением тематических дидактических игр;
- изготовление поделок из природного материала, бросового материала, бумаги,
пластилина;
- проведение опытов;
- проведение экскурсий;
- организация работы кукольного экологического театра;
- участие в различных экологических акциях и мероприятиях.
Для выяснения степени успеваемости учащихся и результативности процесса
обучения используются различные виды контроля. Данная программа предусматривает
следующие виды контроля: входной, тематический и итоговый.
Задачей входного контроля является оценка первичных естественнонаучных знаний и
интересов детей. По усмотрению педагога он может проходить в виде беседы или
тестирования.
Тематический контроль призван отслеживать динамику усвоения материала по
отдельным темам и (или) разделам посредством выполнения практических заданий,
тестов и др.
Формы итогового контроля реализации программы «Экологика»
Год
Срок
Контролируемые знания, умения и
Форма контроля
обучения проведения
навыки
I
декабрь
Игровое занятие:
Знание сезонных изменений в
- викторина от
природе, происходящих в осеннеЭколошки;
зимний период времени. Умение
- дидактическая игра:
работать в уголке живой природы,
«Ожившая картина
мастерить поделки из природного
леса»;
материала.
- выставка поделок из
природного материала.
май
Знание основных отличительных
Игровое занятие:
- викторина от
признаков времен года, истории
Эколошки;
родного края, правил поведения на
- символический обряд
природе, экологических сказок, игр.
посвящения в юннатов;
Что такое Красная книга, глобус?
- дидактическая игра
Умение работать с природным
«Времена года»;
материалом, комнатными
- выставка поделок из
растениями.
природного материала.

II

III

декабрь

Сезонные изменения в жизни
животных и растений. Понятие
«здоровый образ жизни». Умение
выполнять творческие работы на
заданную тему, правильно и
своевременно заполнять дневник
наблюдения.

Игровое занятие:
- дидактическая игра
«Кто как зимует»;
- викторина от
Эколошки;
- выставка детских
творческих работ;
- проверка дневников
наблюдения

май

Знания по краеведению: карта
области, заповедники Воронежской
области. Знания о здоровом образе
жизни, инструктажи по ТБ. Весенние
изменения в природе.
Умение выполнять творческие
работы на заданную тему, правильно
и своевременно заполнять дневник
наблюдения.

декабрь

Знание ярусов леса, особенности
некоторых природных сообществ:
лес, луг, городской парк, фруктовый
сад. Материки Земли и животные, на
них обитающие.
Умение правильно и своевременно
заполнять дневник наблюдения.

май

Знание основных экологических дат
и памятных дней, сезонных
изменений в жизни животных и
растений, факторов окружающей
среды, влияющих на здоровье,
понятие о здоровом образе жизни.
Умение работать над экопостановкой
в театре кукол, оказывать первую
мед. помощь, ориентироваться на
местности, работать с компасом.
Умение правильно и своевременно
заполнять дневник наблюдения.

Игровое занятие:
- ЭкоКВН «Знатоки
родного края»;
- выставка детских
творческих работ;
- проверка дневников
наблюдения.
Защита
исследовательских
проектов.
Игровое занятие:
- ЭкоКВН
«Зоопутешествие по
материкам»;
- дидактическая игра
«Этажи леса»;
- проверка дневников
наблюдения.
Выступление с
докладами по итогам
учебноисследовательских
работ.
Показ экопостановки
театра кукол «Зелѐная
аптека».
Проверка дневников
наблюдения.

Идея непрерывного экологического образования детей предполагает параллельное
взаимовыгодное развитие школьного образовательного процесса и дополнительного
экологического образования.
Именно с целью успешной реализации данной программы, а также повышения качества
знаний учащихся начальных классов (естественнонаучной направленности) в последние
годы применяется внедрение в школьный образовательный процесс экологических
модулей.
В данном случае, модуль – это занятие или цикл занятий, который имеет четкую цель,
определённую структуру и форму проведения (интегрированные занятия, тематические
беседы, экскурсии, походы, занятия вместе с родителями) и объединены общей темой.
Экологические модули предполагают усиление акцента естественнонаучной

направленности содержания учебного процесса.
Программа носит сквозной характер, поскольку предполагает возрастание учебной
нагрузки от года к году.
В настоящее время разработано много образовательных программ естественнонаучной
направленности для организаций дополнительного образования детей. Некоторые
разработки, например, практическое пособие Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с
детьми 5-6 лет» создано исключительно для дошкольников. Другие же (программа
Федотовой Н. А. «Природа глазами души», Лапшиной Л. В. «Мы – одной крови»,
Макеевой М. А. «Экология человека») рассчитаны на учащихся только начального или
только среднего и старшего школьного возраста.
Программа «Экологика», отвечая запросам непрерывного экологического образования,
носит комплексный характер и предусматривает своё становление уже в дошкольном
возрасте, дальнейшее развитие – в начальной школе, закрепление и завершение в среднем
школьном звене.
Дополнительному
упрочению
образовательных
компетенций
обучающихся
способствуют и школьные экологические модули, и работа в летнем пришкольном лагере.
В этом и заключается характерное отличие данной программы от уже существующих.
Формированию и развитию общекультурных компетенций способствует и то, что
программа «Экологика» изобилует разнообразным литературным материалом и
элементами устного народного творчества: русские народные сказки, приметы, стихи и
рассказы о каждом времени года классиков русской литературы.
Тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Экологика»

II.

Первый год обучения
№
п/п

Наименование тем
Вводное занятие

Количество часов
Теория Практика
Всего
1
1

1.

Осенние деньки

2

4

6

2.

Почемучкина страна

3

4

7

3.

Человек и домашние животные

3

4

7

4.

Зимние деньки

3

4

7

5.

Удивительное рядом

4

5

9

6.

Кто, кто в теремочке живет

3

4

7

7.

Весенние деньки

3

4

7

8.

Родные просторы

3

6

9

9.

Скоро лето

3

4

7

10.

Итоговое занятие

1

1

40

68

Итого

28

Второй год обучения
Количество учебных часов
Наименование тем
Теория
Практика
Всего

№
п/п

1.

Вводное занятие
Это рыжая страница

1
3

5

1
8

2.

Сказка – окошко в мир

4

5

9

3.

Это белая страница

4

6

10

4.

Мы и здоровый образ жизни (ЗОЖ)

4

6

10

5.

Край родной

4

6

10

6.

Весенний перезвон

4

6

10

7.

Весенние заботы юннатов

4

5

9

8.

Итоговое занятие

1

1

40

68

Итого

28
Третий год обучения

№
п/п

Наименование тем
Вводное занятие

Количество учебных часов
теория
практика
1

всего
1

1.

По страницам осени

4

1

2

2.

Театр юного зрителя

5

6

5

3.

Зоопутешествие по
материкам

5

2

3

4.

Здорово быть здоровым

5

3

4

5.

Зимние забавы

3

2

3

6.

Театр юного зрителя

5

4

5

7.

Весенняя капель

3

1

2

8.

Родной край

5

2

3

9.

Неизвестное об известном

4

3

4

10.

Дела весенние

3

1

2

Итого

43

25

68

III. Содержание программы
Первый год обучения
Вводное занятие. (Знакомство с обучающимися, их интересами и талантами.
Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения
во время занятий в объединении)
Тема 1. Осенние деньки
«Ах, лето красное!» (Беседа об ушедшем лете, его отличительных признаках от других
времен года. Экологическая игра «Где что зреет»)
«Уж небо осенью дышало» (Беседа о новом времени года – осени, признаки и приметы
осени)
Тема 2.Почемучкина страна
Почему листья желтеют и опадают? (Беседа о значении листопада для природы.
Дидактическая игра: «Листопад»)
Почему нельзя трогать растущие грибы руками. (Инструктаж по технике безопасности
при контакте с дикорастущими грибами. Домашнее задание – выполнить
художественную работу на тему: «Съедобные грибы».)
Почему идет дождь? (Экологическая сказка «Путешествие Капитошки»)
Почему некоторые птицы не улетают от нас на юг? Как им помочь? (Дети
выполняют эскизы кормушек) Почему белые медведи не живут в лесу? (
Подвижная игра «Мишка на льдине»)
Тема 3. Человек и домашние животные
Беседа: «Верные помощники человека». (В чем польза домашних животных для
человека. . Подвижная игра: «Кошки – мышки») . Домашние животные разных
стран мира. (Дидактическая игра «Третий лишний»)

Тема 4. Зимние деньки
Экскурсия « Как узнать зиму?» (Занятие-экскурсия: наблюдение за небом, солнцем,
почками деревьев и др.)
Беседа о зимующих птицах. Как можно им помочь. (Участие в экологической акции
«Синичкина столовая»: раскладывание корма по кормушкам.)
Чтение рассказа Н.Павловой «Зимняя пирушка» (Беседа о прочитанном, загадки о
зимующих птицах.) (1ч.)
Экологическая игротека. (Подвижные игры на свежем воздухе: «Тушканчики»,
Эстафета с мячом)
Тема 5. Удивительное рядом
«Бумажные новости». (Кто, где и когда изобрел бумагу? Игра на воображение: «Ящик
ощущений») «Праздничный салют» (Кто, где и когда изобрел фейерверк?)
«Кто изобрел компьютер? Каким он был когда-то?» ,« Что такое глобус?»
(Дидактическая игра «День и ночь»). «Удивительное рядом» (Обобщающее занятие:
выставка детских рисунков и поделок).
Тема 6. Кто, кто в теремочке живет?
«Путешествие по миру аквариума и его обитателей» (Подвижная игра «Рыбки
исачок»)
«Откуда появились морские свинки?» (Конкурс на лучшую кличку для морской свинки
и лучшее угощение.)
«Наша помощь им нужна» (Участие в экологической акции «Синичкина столовая» раскладывание корма по кормушкам.)
«Кто, кто в теремочке живет» (Обобщающее занятие: чтение письма (ответа) от
Кеши, выставка рисунков).
Тема 7. Весенние деньки
Беседа: «Лед на водоемах. Возможность падения сосулек с крыш во время капели».
(Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на водоѐмах в весенний
период; возможность получения серьѐзных травм от сосулек во время капели)
«Мастерская Природ Природыча» (Поделки из природного материала и пластилина.)
(1ч.)
«Экологическая игротека»: подвижные игры на свежем воздухе «Солнечные зайчики»,
«Ручейки» (1ч.)
Тема 8. Родные просторы
«Славная история Свердловской области» – просмотр видеопрезентации.
Выставка рисунков на тему: «Красота родной природы».
Тема 9. Скоро лето
Беседа о значении Солнца для жизни на Земле. (Подвижная игра «Солнечныезайчики»)
«Экологическая игротека» - подвижные игры на свежем воздухе.
Практическое занятие: опыт «Как увидеть воздух» (Наблюдение за пузырьками воздуха,
выходящими из перевернутого в воде стакана.).
«Скоро лето» (Обобщающее занятие: дидактическая игра «Муравейник», эстафета
юныххудожников (дети подбегают и подетально рисуют заданное).
Тема 10.
Итоговое занятие: викторина от Эколошки, обряд символического посвящения в
юннатов, дидактическая игра «Времена года», инструктаж по технике безопасности и
правилам поведения в летний период на природе, на улице и дома.

Ожидаемые результаты
после завершения первого года обучения
Обучающийся должен знать:
- характерные отличительные признаки времен года;
- правила поведения на природе;
- интересные факты об обычаях, народных промыслах, изобретениях России и других
стран мира;
- отличительные особенности деревьев, кустарников, трав;
- что такое Красная книга;
- как работать с глобусом;
- экологические сказки;
- известных отечественных писателей – натуралистов и поэтов и их произведения;
- инструктажи о технике безопасности и правилах поведения во время занятий в
объединении, а также в случаях пребывания на природе, на улице и дома во внеурочное
время.
Обучающийся должен уметь:
- наблюдать за объектами живой и неживой природы;
- сравнивать, анализировать, делать первоначальные выводы об увиденном, прочитанном,
сделанном;
- выполнять поделки (коллективные и индивидуальные из природного материала, бумаги,
пластилина;
- ухаживать за комнатными растениями, домашними питомцами;
- выполнять простые элементы хохломской росписи, техники оригами;
- работать в уголке живой природы;
- играть в различные экологические игры (дидактические, подвижные, ролевые);
- выполнять художественные работы на заданную тему;
- проводить элементарные опыты с водой, снегом, наждачной бумагой;
- уметь работать с глобусом.
Второй год обучения
Вводное занятие (Повторение основных понятий первого года обучения, планирование
работы на год. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения во время
занятий в объединении )
Тема 1. Это рыжая страница.
Экскурсия «В багрец и золото одетые леса» (Красота осенних листьев. Значение
листопада для леса)
«Осенины» (Стихи, рассказы, пословицы об осени)
«Во саду ли, в огороде…» (Дары Осени. Домашнее задание – выполнить художественную
работу на тему: «Мои любимые овощи (фрукты)»)
Тема 2. Сказка – окошко в мир.
Беседа « Кто придумал сказки? Великие сказочники мира»
«Путешествие по сказам П.Бажова» (Географическое положение, полезные
ископаемые Урала)
«Сказка – окошко в мир » (Обобщающее занятие: викторина «Животные – герои русских
народных сказок»)
Тема 3. Это белая страница.

Экскурсия «Приметы зимы. Что такое иней, снег?» (Наблюдение за толщиной
снежного покрова, почками деревьев, внесение соответствующих данных в дневник
наблюдений)
Беседа: «Какие опасности таят в себе сосульки на крышах и лед на водоемах»
(Инструктаж по технике безопасности (ТБ) и правилам поведения на водоѐмах в зимний
период; возможность получения серьѐзных травм от сосулек во время капели).
«Мастерская дедушки Мороза» (Игрушки на новогоднюю красавицу).
Тема 4. Мы и здоровый образ жизни (ЗОЖ)
«Что же такое здоровый образ жизни (ЗОЖ)?» - просмотр видеослайдов о вреде
курения, алкоголя, наркотиков для организма человека.
«Вкусная отрава» - беседа о вреде употребления чипсов, газировки, жевательной
резинки.
«Движение - жизнь» - беседа о вреде малоподвижного образа жизни. Игры, эстафеты на
свежем воздухе.
Тема 5. Край родной
Территория нашей области, района (Дидактическая игра «Кто наши соседи?»)
« Самые удивительные животные и растения нашей области» (Подвижная игра
«Ожившая картина леса»)
Поэты и писатели Свердловской области (Чтение некоторых произведений )
Тема 6. Весенний перезвон
Экскурсия «Весна красна». (Занятие в весеннем дворе: наблюдение за снегом, почками
деревьев, первыми проталинами, внесение данных в дневник наблюдений)
Беседа « Лѐд на водоѐмах. Падение сосулек с крыш зданий во время капели» (
Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на водоѐмах в весенний
период; возможность получения серьѐзных травм от сосулек во время капели)
«Подарок маме своими руками» (Поделки к празднику 8 марта)
«Скворцы прилетели» (Занятие, посвященное Дню птиц).
Тема 7. Весенние заботы юннатов
Экскурсия «Весенние лекарственные растения»: правила сбора и хранения, зарисовки
растений в дневнике наблюдений.
Беседа «Букет первоцветов – красота или ущерб для природы» (Домашнее задание –
выполнить художественную работу на тему: «Первоцветы в лесу и на лугу»)
«Мастерская Природ Природыча» (Поделки из семян, злаков, бобов)
Беседа «Домашние опасности» (Инструктаж по технике безопасности и правилам
обращения с электроприборами, газовым оборудованием, столовыми и швейными
приборами.)
«Весенние заботы юннатов» (Обобщающее занятие: выставка рисунков, ЭкоКВН
«Тайны леса», инструктаж по технике безопасности на природе, на улице и дома во время
летних каникул.)

Ожидаемые результаты
после завершения второго года обучения
Обучающийся должен знать:
- изменения, происходящие в жизни растений и животных наших лесов с приходом
очередного времени года;
- разнообразие видов жилья у животных;
- основные виды закаливания и их особенности;
- что означает понятие «здоровый образ жизни» и правила ЗОЖ;
- популярные лекарственные растения;
- краеведческую информацию (расположение города (района) на карте области,
заповедники Воронежской области);
- правила работы с комнатными растениями;
- устройство и работу микроскопа;
- правила ведения дневника наблюдения за природой.
Обучающийся должен уметь:
- различать силуэты некоторых деревьев, животных;
- определять возраст дерева по годичным кольцам;
- собирать и хранить гербарии листьев деревьев и трав;
- проводить опыты с пророщенным зерном, отростками комнатных растений, водой,
глиной, песком;
- делать кормушки для птиц;
- четко и осмысленно отвечать на заданные педагогом вопросы;
- правильно и своевременно заполнять дневник наблюдения за природой.
Третий год обучения
Вводное занятие (Повторение основных понятий второго года обучения. Планирование
работы на год. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения во время
занятий в объединении. Проверка наличия дневников наблюдения за природой (ДН))
Тема 1. По страницам осени
Экскурсия «В гости к осени» ( осенние изменения в неживой и живой природе;
наблюдение за растениями и насекомыми)
Беседа «Семена у разных видов растений». (Опыт «Летающие семена»)
Беседа «Растения и животные леса. Как им живется вместе?» (Домашнее задание –
прочитать на выбор 1 рассказ или повесть М. М. Пришвина.)
Практическое занятие «Осенние листья под микроскопом» (Сравнение пожелтевших и
еще зеленых листьев под микроскопом.)
Обсуждение прочитанного рассказа М.Пришвина «Лисичкин хлеб»
Тема 2.Театр юного зрителя
Что такое сцена, сценарий, декорации в театре кукол. (Чтение сценария «Пожар влесу»,
распределение ролей.)
Работа над постановкой «Пожар в лесу»
Подготовка кукол (персонажей) к спектаклю «Пожар в лесу»
Работа над декорациями к спектаклю «Пожар в лесу»
Показ постановки «Пожар в лесу»
Тема 3. Зоопутешествие по материкам
Беседа «Что такое глобус» (Дидактическая игра «Ночь и день»)
Что такое материки и острова. (Дидактическая игра «А если вдруг…»)

Тема 4. Здорово быть здоровым
«Мы и здоровый образ жизни (ЗОЖ)» - повторение и обобщение понятия здоровый
образ жизни, полученного во II г. о. (просмотр видеослайдов).
Беседа «Среда обитания человека – важнейший фактор его здоровья». Дидактическая
игра «А если вдруг…».
Беседа: «Что такое шумовое загрязнение окружающей среды?».
Тема 5. Зимние забавы
Экскурсия «В гости к зиме». (Инструкции по технике безопасности и правилам
поведения во время экскурсии на природе. Наблюдение за живой и неживой природой
зимой. Заполнение дневника наблюдения.)
Практическое занятие: «Талая вода и вода из аквариума под микроскопом»
«Мастерская Деда Мороза». (Изготовление игрушек на новогоднюю елку.)
Экологическая акция «Синичкина столовая»- изготовление и развешивание кормушек
для птиц. (2ч.)
Экологическая игротека. (Подвижные игры на свежем воздухе: «Чей запас лучше», «Что
рисует Мороз» (Домашнее задание – выполнить художественные работы на тему «Зимняя
акварель») (1ч.)Тема 7. Весенняя капель
Экскурсия «В гости к весне» (Наблюдение за снегом, почками деревьев, погодой,
заполнение дневника наблюдений.)
Беседа « Лед на водоемах. Опасность падения сосулек с крыш зданий». (Инструктаж по
технике безопасности и правилам поведения на водоѐмах в зимний период; возможность
получения серьѐзных травм от сосулек во время капели)
Практическое занятие - посадка семян фасоли во влажную и сухую почву.
«От капельки до океана» (Занятие, посвященное Дню воды)
Тема 8. Родной край
«Они весну на крыльях нам несут…» (Занятие, посвященное Дню птиц)
«Моя малая родина». Экскурсия в краеведческий музей. (Домашнее задание – выбрать и
выучить наизусть одно стихотворение уральских поэтов).
Красная книга Свердловской области (знакомство)
Тема 9. Неизвестное об известном
«Путешествие Белки и Стрелки». (Занятие, посвященное Дню космонавтики)
«Семь чудес Света»: египетские пирамиды, китайская стена и др. (Домашнее задание –
выполнить художественную работу на тему: «Семь чудес Света»)
Экологическая тропа «Деревья школьного двора»
«Чудеса из мусорной корзины» (поделки из вторсырья)
Тема 10. Дела весенние
«Сами с усами» (Конкурс детских стихов, сказок, рассказов о природе.)
«Поля и рощи, и леса – свидетели живые» (Занятие, посвященное Дню Победы.)
Экскурсия «Весенние заботы насекомых»: наблюдение за муравейником весной.
Поэты – классики о весне (чтение поэтических произведений Ф.Тютчева, А.Майкова)
«Дела весенние» (Обобщающее занятие: игры, конкурсы, викторина «Юные знатоки
природы». Инструктаж по ТБ и правилам поведения на природе, на улице и дома во время
летних каникул.

Ожидаемые результаты
после завершения третьего года обучения
Обучающийся должен знать:
- ярусность леса, значение леса для человека;
- устройство микроскопа;
- правила оформления учебно-исследовательской работы;
- особенности основных природных сообществ (лес, луг, река, городской парк, фруктовый
сад, аквариум);
- материки Земли, их отличительные особенности от островов;
- что такое экологический театр кукол;
- что входит в понятие «первая медицинская помощь»;
- основные экологические даты и памятные дни.
Обучающийся должен уметь:
- отличать различные виды деревьев и кустарников;
- работать с различными видами карт, глобусом, лупой;
- работать с микроскопом;
- ориентироваться на местности: работать с компасом, читать план местности;
- характеризовать погоду;
- распознавать и передавать характер персонажа во время работы над экологическими
постановками кукольного театра;
- самостоятельно обрабатывать данные, полученные в ходе экскурсий в природу,
наблюдений за животными;
- оформлять с помощью педагога свои учебно-исследовательские работы;
- осмысленно и связно передавать (излагать) свою мысль;
- оформлять свои творческие работы для выставки.
IV. Методическое обеспечение программы «Экологика»
Методические рекомендации по реализации данной общеобразовательной программы,
разработки конспектов занятий и многое другое.
Наименование методического материала
№
п/п
1.
Методические рекомендации по реализации следующих разделов программы
«Экологика»:
- «Удивительное рядом» - I год обучения;
- «Почемучкина страна» - I год обучения;
- «Сказка – окошко в мир» - II год обучения;
- Специфика организации работы детского

2.

3.
4.
5.

6.
7.
8.

9.
10.

экологического театра кукол - III год обучения;
- Элемент театрализации на занятии «Лекарственные растения» инсценировка
стихотворного рассказа П. Синявского «Зелѐная аптека»;
- Специфика работы по разделу «Зоопутешествие по материкам» - III год
обучения;
- Специфика использования художественных произведений о природе - I-III г.о.
Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста (описание простых
опытов)
Конспект занятия-экскурсии: « Сезонные изменения в природе. Осенние
зарисовки»
Конспект занятия на тему занятия: «Хлеб всему голова» - III год обучения
Экологические модули (план-сетка) для занятий по окружающему миру,
литературе
Статистические данные для школьных уроков по математике
Упражнения для школьных уроков русского языка
Конспект занятия «Экологическая игротека» (подвижные экологическиеигры на
свежем воздухе)
Конспект обобщающего занятия по разделу «Зоопутешествие по материкам»
Программа летней экологической смены пришкольного лагеря с дневным
пребыванием детей «Солнышко»
- пояснительная записка;
- план мероприятий экосмены;
- конспект занятия «Национальные праздники мира. Древний славянский
праздник Ивана Купалы».

V. Материальное обеспечение программы «Экологика»
Осуществление учебного процесса, реализация всех запланированных разделов
программы требует наличия определенного оборудования, технических средств обучения
(ТСО) и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Оборудование,
необходимое для проведения занятий, различных опытов, экскурсий, следует различать на
общее (предоставляемое учебным заведением) и частное (индивидуальное у каждого
учащегося).
№
п/п
1.

Наименование

Вид
оборудования
Общее

- помещение классного типа
- столы
- стулья
- сливная раковина
- электрическая розетка

Количество

1
По количеству
учащихся
По количеству
учащихся
1
1-2

2.

3.

4.

Общее
специальное

Частное

Технические
средства
обучения

- настенные карты:
«Географическая карта мира»;
«Зоологическая карта мира»;
«Карта лесов России»;
«Физическая карта мира»;
«Карта Воронежской области».
- глобус;
- микроскоп;
- компасы;
- лупы;
- гербарий лекарственных растений средней
полосы России;
- коллекция семян и плодов деревьев леса
средней полосы России;
- коллекция муляжей:
«Плоды фруктовых деревьев»;
«Грибы»;
- коллекция «Полезные ископаемые;
- наглядно-демонстрационный материал
(набор карточек):
«Животные мира»;
«Домашние животные»;
«Лекарственные растения»;
«Садовые ягоды»;
«Грибы»;
«Народные промыслы России».
- фотоматериал о животном и растительном
мире заповедников Воронежской области
(набор фотографий)
- учебные видеофильмы:
«Заповедники России»;
«Жизнь животных»;
«Жизнь растений».
- для занятий в учебном помещении:
альбом;
ручка;
набор карандашей (фломастеров);
ластик
- для экскурсий
удобный блокнот;
ручка;
пакеты для сбора природного
материала;
сумка для ношения данного комплекта
дневник наблюдения за природой (2-3
года обучения)
- удлинитель;
- настольная лампа;

5
1
1
1
1
1
1
1
По кол-ву уч.
По кол-ву уч.
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
Количество
предметов
определяется
числом
учащихся в
объединении

1
По числу столов
(парт)

- телевизор;
- DVD плеер;
- компьютер;
- мультимедиапроектор

VI.

1
1
1
1

Список литературы, рекомендуемой для педагогов
1. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. – 3-е изд.,
испр. и доп. – М.: Мысль,. 1993. – 462(2) с.: ил.
2. Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. – 4-е
изд., испр. и доп. – М.: Мысль,. 1998. – 462(1) с.: ил.
3. Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т1 (Деревья и кустарники). Изд.
2-е, исправл. Энциклопедия природы России. – М.: АБФ/ABF. 2000.-560 с., 48 цв.ил.
4. Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т 2 (Травянистые растения). Изд.
2-е, исправл. Энциклопедия природы России. – М.: АБФ/ABF. 2000.-608с., 48 цв.ил.
5. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: «Академия развития»,
1998.
6. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
7. Гайсина Р.С. Моделируя – познаем окружающий мир / Учебно-методический журнал
«Начальная школа». – М.: ОАО «Молодая гвардия», 2006, №6, с. 67.
8. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и еѐ охрана: Кн. Для учителя.
М.:Просвещение, 1985. – 191 с., ил.
9. Грехова Л.И. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с
детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 288 с.
10. Двинина Г.Г. Уроки в «зелѐном классе» /Учебно-методический журнал «Начальная
школа». – М.: ОАО «Молодая гвардия», 2005, № 8, с. 53.
11. Дополнительная образовательная программа «Экопатруль»: программно-методическое
издание / сост.: Е.Г.Дунаева, С.А.Ныркова, М.Г.Сивкова; ГОУ ДОД «Коми
республиканский эколого-биологический центр».- Сыктывкар, 2013.- 36с.
12. Ердаков Л.Н. Особенности непрерывного экологического образования / Учебнометодический журнал «Начальная школа». – М.: ОАО «Молодая гвардия», 2006, №6, с.
61.
13. Животный мир островов / Пер. с англ. Г.Бажановой. – М.: ТЕРРА, 1997. – 136 с.: ил.
15.Зверев А.Т. Экологические игры. – М.: Дом педагогики, 1998.
16. Иванов А.А., Хахин Г.В. Выхухоль. – М.: Агропромиздат, 1990. – 191 с.:(8) л. ил.
17.Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М.:
Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. – 192 с.: ил.
18. Касаткина Н.А. Внешкольная работа по биологии. 3-8 классы. – Волгоград: Учитель,
2002. – 159 с.
19. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по
восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Е. Ламановой, - Владивосток:
ИСАР – Дальний Восток, 1999, 265 с.: ил.
20. Красная книга Свердловской области. –Екатеринбург: 1996.-278 с.
21. Литвинова Л.С., Дендебер С.В., Жиренко О.Е. Пойми живой язык природы.
Экологическое воспитание.: Сборник тематических сценариев для внеклассных
экологических мероприятий в 5-9 классах. – Воронеж: 2006. – 256 с.

22. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии,
экологии и ОБЖ: Пособие дляучителей / Худ. И.Н.Ржевцева.
– Спб.: Акцидент, 1998. – 175 с.: ил.
23. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с
детьми: Учебно-методическое пособие для воспитателей
детских садов и учителей. – Мн.: «Асар», 1996. – 128 с.:
ил.
24. Обухова Е.А. Изучение окружающего мира средствами
субъективизации //Учебно- методический журнал
«Начальная школа». – М.: ОАО «Молодая гвардия», 2007,
№11, с.48.
25. Оригами. Бумажный конструктор для детей: / Пер. с японского
Н. Кутафьевой, вып. 1.
– Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1994. – 72 с.: ил.
26.Певчие птицы / Пер. с англ. М. Громовой. – М.: ТЕРРА.Книжный клуб, 1998. – 138 с.:ил.
27. Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. Учебноеиздание. – М.:
Просвещение, 1988.
28. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р.Занимательная ботаника. –
М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.
– 432 с.: ил.
2. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА,
2005. – 192 с.: ил.
30. Рянжин С.В. Экологический букварь. Книга для учителя. – СПб.:
Пит – Тал, 1996.
31. Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Летний лагерь на базе школы.- М.:
ВАКО, 2007.
32. Сопровождение одаренного ребенка в региональном
образовательном пространстве: учебно-методическое
пособие./ под ред. М.В. Груздева, А.В. Золотаревой.Ярославль, 2011.- 291 с.
33. Традиции и инновации в сфере дополнительного
естественнонаучного образования
детей: сборник материалов конкурса / под ред. И.В. Калиш.Таганрог: Изд-во гос. пед. ин-та им. А.П. Чехова, 2014.- 248с.
34. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы
безопасности жизнедеятельности:9 кл.: Учеб. для
общеобразоват. учреждений под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.:
ООО
«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
35. Чижова В.П. Школа Природы. – М.: ЭПЦ «Заповедники», 1997.
36. Эколого-биологическое образование в учреждениях
дополнительного образования. Сборник нормативных
документов и инструктивно-методических материалов / Под
ред.А.М. Зайцева. – Воронеж: Учебная типография
Анненского ПТУ-49, 1996.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».