ДО. РП. ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ

Выписка из основной образовательной
Программы основного общего образования
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
«Чатлыковская средняя общеобразовательная
школа»
«Принято» на заседании педагогического
совета школы № 6 от 31.05.2023 г.
«Утверждено»
приказом директора № 114 от 23.08.2023 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ»

Направление: спортивное
Уровень общего образования: начально и основное общее образование
Возраст: 8- 15 лет
Составитель – учитель физической культуры Карпович О.В., 1КК.

с. Чатлык, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Пояснительная записка
Нормативные правовые основы
Направление
Актуальность
Адресат программы
Цель программы
Задачи программы
Условия реализации
Планируемые результаты
Учебный план
Календарный учебный график
Рабочая программа
Оценочные средства и методические материалы
План учебно-воспитательной работы
План работы с родителями
Информационные источники
Приложение

3
3
3
3
4
5
5
6
8
9
10
10
15
19
20
20
22

1.Пояснительная записка
1.1 Нормативные правовые основы.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.
Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
2.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов от 03.04.2012 г.
3.
Концепция развития дополнительного образования в РФ, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №172.
4.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным образовательным программам».
5.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Министерства образования и науки РФ) от
18.11.2015г.
6.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (Распоряжение Комитета по образованию № 617-р) от
01.03.2017г.
Направленность программы.
Образовательная
программа «Лыжные
гонки» имеет
физкультурноспортивную направленность, уровень освоения – общекультурный.
Дополнительная образовательная программа «Лыжные гонки» позволяет
приобщить детей к регулярным занятиям лыжным спортом и физкультурой.
При создании программы учитывались все последние достижения в области
теории, методики и практики проведения занятий по лыжной подготовке.
.
1.2 Актуальность
В настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции
в состоянии здоровья населения.
Неслучайно забота о сохранении здоровья учеников становится предметом
особого внимания педагогов. Программа дополнительного образования по начальной
лыжной подготовке ориентирована на сохранение здоровья и формирование
здорового образа жизни школьников.
Одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является
рациональная двигательная активность. Двигательные действия - это мощные
факторы, повышающие адаптационные возможности организма, расширяющие
функциональные резервы.
Одной из основных задач физического воспитания - является формирование у
учащихся двигательных навыков и умений. Двигательная деятельность весьма
разнообразна. Выбор конкретных видов физических упражнений во многом зависит
от склонностей каждого ребенка, его индивидуальных особенностей.
Ходьба и бег на лыжах - вид физических упражнений, которым можно
заниматься с дошкольного возраста. Основанный на естественных движениях (ходьбе,
беге), лыжный спорт имеет перед каждым из них значительное преимущество, так как
передвижение на лыжах требует участия гораздо большего количества мышц.
Свежий воздух, большая амплитуда движений, ритмичное чередование
напряжения и расслабления способствуют развитию мышечной силы, создают
благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы: усиливается
приток крови к работающим мышцам, увеличивается их объем, возрастает сила и
выносливость сердечной мышцы, реже становится ритм сердечных сокращений, что
приводит к более экономичной работе сердца.

Ходьба и бег на лыжах положительно влияют на дыхательную систему. В
процессе систематических занятий хорошо развивается грудная клетка, увеличивается
сила дыхательных мышц и, соответственно, возрастает жизненная емкость легких
(ЖЕЛ). Через легкие лыжника проходит от 40 до 100 л воздуха за 1 мин, что
увеличивает максимальное потребление кислорода в среднем на 1,5 - 2 л.
Передвижения на лыжах благотворно воздействуют на центральную нервную
систему, корригируя двигательные координации через импульсы, поступающие от
периферических
отделов зрительного, вестибулярного анализаторов. Это дает возможность лыжнику
точно приспосабливать свои движения к рельефу местности и скорости, быстро
заменяя одни динамические стереотипы на другие. При крутых спусках велика роль
периферического зрения. Поле зрения лыжников обычно увеличено в результате
повышения возбудимости периферических элементов сетчатки.
Значительная скорость при спусках с гор, резкие повороты и торможения
требуют высокой чувствительности вестибулярного аппарата, а также его
значительной функциональной устойчивости. Возбудимость вестибулярного аппарата
обеспечивает своевременные реакции, способствующие перераспределению
мышечного тонуса и сохранению правильного положения тела в пространстве. Такие
разносторонние воздействия делают занятия лыжами весьма эффективными.
Активное влияние природы при занятиях лыжами оказывает сильное
воздействие на эмоциональное состояние ребенка. Созерцание зимнего пейзажа,
постоянная смена и изменение ландшафта, спокойные и размеренные движения
умиротворяют лыжника, способствуют устранению негативных переживаний,
нормализуют и стабилизируют его настроение.
Занятия лыжами имеют очень важную особенность: они проходят в холодное
время года, всегда на свежем воздухе, что усиливает окислительные процессы в
организме. Известно, что кислород при низкой температуре активнее взаимодействует
с гемоглобином крови.
Передвижения на лыжах улучшают обмен веществ. Определенное количество
энергии, поступающей с пищей, удаляется из организма вместе с теплым и влажным
воздухом, предотвращая накопление излишнего жира. Кроме того, организм активно
очищается от шлаков. Во время передвижения на лыжах выделительные системы
особенно активизируются.
Естественность и доступность движений располагает к ходьбе и бегу на лыжах и
детей младшего школьного возраста. Ими наиболее остро воспринимается чувство
новизны зимнего пейзажа. Это особенно проявляется во время групповых прогулок на
лыжах, которые сочетаются с играми и развлечениями. Все это делает занятия
лыжами
увлекательными,
разнообразными,
эмоциональными,
всесторонне
укрепляющими и закаливающими организм ребенка.
При правильной организации и методике обучения ходьбе на лыжах занятия
обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью,
стимулируют познавательные способности, служат прекрасным средством
восстановления душевных и физических сил, а также сплочению в коллективе.
Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их
технической подготовленности. Успешное решение этой задачи возможно лишь при
условии достижения высокой эффективности обучения детей, что позволяет уже в
раннем возрасте заложить основы правильной техники, которые в дальнейшем явятся
предпосылкой совершенствования ее в среднем и старшем школьном возрасте. В
младшем школьном возрасте большая возбудимость и реактивность, а также высокая
пластичность нервной системы способствуют лучшему и более быстрому освоению
двигательных навыков.

Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
если направленное развитие двигательных качеств осуществляется в период их
ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается
значительно выше, чем в период их замедленного роста. В связи с этим делается
вывод о том, что целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных
двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их
наиболее высокий естественный возрастной прирост.
Адресат программы: учащиеся 8-15 лет (2-9 класс)
Объем и срок реализации программы:
Запись в секцию осуществляется в начале учебного года при добровольном желании
ребенка, имеющего медицинский допуск к занятиям и с согласия родителей.
Продолжительность занятия – 1 час.
Периодичность в неделю – 2 раза
Количество часов в неделю – 2 часа
Количество часов в год - 70
Занятия проводятся в свободное от уроков учащихся время.
Обучающиеся могут быть отчислены в следующих случаях:
- в связи с выездом за пределы города
- по состоянию здоровья
- за поведение, угрожающее жизни и здоровью окружающих их детей.
Занятия на улице проводятся в соответствии с нормами предельных температур для
данного возраста.
Безветренная погода

Ветер до 5 м/с

Ветер до 6 - 10 м/с

-15

-10

-8

1.3 Цель программы
Создание условий для формирования у детей и подростков мотивации здорового
образа жизни, путем вовлечения в спортивную деятельность с целью физического и
духовного развития в сенситивный период.
1.4 Для достижения этой цели решаются следующие задачи
Образовательные:
1. научить основам техники передвижения на лыжах;
2. научить умело, использовать рельеф местности при передвижении на лыжах;
3. приучать использовать полученные знания и умения для самостоятельных
занятий (наука быть здоровым);
4. учить использовать в своей речи спортивную терминологию.
Оздоровительные:
1. укрепить здоровье;
2. содействовать гармоничному физическому развитию организма
занимающихся.
Развивающие:
1. развивать природный потенциал каждого ребенка;

2. развивать мотивацию и положительное отношение ребенка к занятиям;
3. развивать двигательные качества (выносливость, быстроту, ловкость, силу,
координацию движений);
4. способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма и устойчивости
к неблагоприятным условиям внешней среды.
Воспитательные:
1. воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание, настойчивость и
волевые качества;
2. воспитывать сознательный интерес к занятиям национальным видом спорта;
3. воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
4. воспитывать патриотизм и любовь к родному городу Санкт- Петербург;
5. воспитывать духовно – нравственные качества поведения в коллективе
Формы и методы проведения занятий
1. Беседы, инструктажи;
2. Практические занятия;
3. Соревнования, контрольные прикидки;
4. Эстафеты, подвижные игры;
5. Занятия - зачеты, во время которых дети сдают нормативы по выполнению
основных видов движений по параметрам установленных диагностик;
6. Индивидуальные занятия, малогрупповые, когда ребенку предлагается вид
движений, упражнений, дается время, и он самостоятельно или в группе
тренируется, после чего педагог проверяет выполнение заданий.
Занятия можно разделить на практические и теоретические. Довольно часто в
практические занятия включаются объяснение и теоретическая подготовка. Приемы:
показ, личный пример педагога, исправление и подсказки, самостоятельный контроль
над выполнением заданий.
1.5 Организационно – педагогические условия реализации программы
Условия приема - принимаются обучающиеся, прошедшие базовый курс обучения;
а так же обучающиеся с высоким уровнем физической подготовленности. Программа
занятий составлена в соответствии с возрастными особенностями занимающихся.
Программа важна тем, что гармоничное развитие
занимающихся,
являются
необходимой основой для дальнейшей их деятельности и реализации своих
способностей в спорте.
Условия формирования группы - программа рассчитана на индивидуальную и
командную работу с разновозрастными детьми от 8 до 15 лет.
Количественный состав группы от 10 человек.

Особенности организации образовательного процесса – обусловлены её практической
значимостью: занимаясь лыжными гонками, дети становятся физически сильнее, более
раскрепощенными, эмоциональными, приобретают опыт совместной работы, опыт
участия в соревнованиях на разных уровнях (школа, районный соревнования, городские

соревнования). Структура и содержание курса «Лыжные гонки» задаются в программе
в конструкции двигательной (физкультурной) деятельности с выделением
соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный
компонент); «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и
«Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
В ходе реализации программы «Лыжные гонки» используются педагогические
технологии индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного
взаимообучения, дифференцированного обучения, разноуровневого обучения,
развивающего обучения, проблемного обучения, проектной деятельности,
коммуникативная технология обучения, коллективной творческой деятельности,
здоровьесберегающая технология.
Для реализации программы используется несколько типов занятий:
1. Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний.
Вводное занятие – педагог знакомит учащихся с техникой безопасности, особенностями
организации обучения и предлагаемой программой работы на год.
2. Совершенствование ЗУН. Формирование ЗУН, комплексное применение ЗУН,
обобщение и систематизация знаний.
Знания: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой, приобретение
знаний, умений и навыков, необходимых юным лыжникам.
Умения: повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности.
Личностные качества: приобретение соревновательного опыта.
Занятие-тренинг – это занятие формирования умений и навыков, урок практической
работы, целевого применения усвоенного материала. Здесь изучаются различные
элементы техники, исправляются ошибки, закрепляются знакомые двигательные
действия, знакомятся с новыми упражнениями.
Занятие-беседа – это занятие изучения нового материала, его теоретической части.
Занятие-игра - включение в содержание игр разных способов передвижения на лыжах,
что мотивированно сюжетом и направленностью их на решение двигательных задач в
достижении поставленных целей.
3. Контрольное занятие.
Контрольное занятие – помогает педагогу проверить усвоение изученного материала и
выявить детей, которым нужна помощь педагога. Проводится с конкретной задачей
проверки и оценки уровня подготовленности юных лыжников по разделам подготовки технической, тактической, физической и морально-волевой. Может проходить в виде
соревнований различного уровня (внутришкольного, муниципального, районного,
городского).
Занятие-викторина – это устная форма проверки усвоенных знаний, индивидуальный или
групповой опрос.
4. Комбинированное занятие. Комбинированное занятие – проводится для решения
нескольких учебных задач. Это сочетание различных видов урока на одном.
5. Итоговое занятие – подводит итоги работы за учебный год.

Материально – техническое обеспечение:
Материально - техническое обеспечение должно соответствовать определенным
нормам и требованиям. Инвентарь должен быть хорошего качества, отвечающая
современным запросам общества.

Для занятий необходимо занимающемуся:
 Спортивная форма для улицы: куртка, шапка, брюки, перчатки
 Лыжи гоночные, палки лыжные, ботинки лыжные, чехол для лыж
Для проведения занятий педагогу необходимо:
 Зал для занятий (ОФП) в морозную погоду;
 Спортивная экипировка;
 Свисток;
 Лыжный инвентарь
 Инвентарь (мячи б/больные, теннисные, волейбольные, фишки, конусы ит.п.)
Требования к одежде при занятии лыжным спортом.
Одежда для занятий на лыжах или коньках должна быть лёгкой, тёплой, не стесняющей
движений. Занятия лыжной подготовки должны проводится при температуре не ниже 15° С со скоростью ветра не более 3м/сек. Лыжные ботинки должны быть подобраны по
размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме.
Надевать обувь лучше на два носка. Носки должны быть сухими. Одежда на занятиях
лыжной подготовкой должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной. Чтобы
не застудить поясницу, следует надеть длинный свитер. Запрещается заниматься без
головного убора. Следует надеть спортивную шапочку, прикрывающую уши, а на руки варежки. Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это
приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее
завершения надеть вновь.
Кадровое обеспечение – педагог руководитель объединения, реализующий данную
программу владеет следующимипрофессиональными и личностными качествами:
 обладает специальным физкультурным образованием;
 владеет навыками и приёмами организации спортивных занятий;
 знает физиологию и психологию детского возраста;
 умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому занятию;
 умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
воспитанников;
 умеет видеть и раскрывать индивидуальные способности воспитанников.
1.6 Планируемые результаты.









Предметные
устойчивый интерес к занятиям физической культурой, различным видам (или
какому-либо виду) спортивной деятельности (лыжными гонками);
общее понятие о значении спорта в жизни человека,
знание основных видов передвижений на лыжах, общее представление о значимости
занятиями лыжными гонками
элементарные умения и навыки в различных видах физкультурно- спортивной
деятельности, умение организовывать и проводить подвижные игры.
по истечении срока обучения (1 год) по программе «Лыжные гонки», получив знания
и навыки, занимающиеся имеют возможность применить их вразличных спортивных,
физкультурных направлениях.
Личностные
Занимающиеся по данной программе участвуют в районных, городских,

всероссийских соревнованиях, турнирах различного уровня; участвуют в
мероприятиях школы; участвуют в конкурсах технической подготовки, а также
знакомятся с работой других детских команд, что безусловно, расширяет кругозор
детей, развивает их, будит инициативу и стремлениек самосовершенствованию.
Метапредметные
 участие в соревнованиях различных видов спорта, выступая за школу, участие в
соревнованиях городского массового уровня и др.;
 продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных физкультурно-спортивных задач.
2. Учебный план
№

Наименование темы

Количество
часов

Теоретическая часть
1
2

3

Вводное занятия Техника безопасности на занятиях лыжной 1
подготовкой. Физическая культура и спорт в России
Краткое историческое сведения о возникновении и развитии 1
физической культуры и спорта в России. История развития
лыжного спорта. Популярность лыжных гонок в России
Гигиена спортсмена и врачебный контроль.
1

5

Влияние
физических
упражнений
на
организм 1
занимающихся.
Техника безопасности на занятиях лыжной подготовкой.
1

6

Лыжный инвентарь, мази и смазка лыж.

1

7

Краткая характеристика техники лыжных ходов.

1

8

Правила проведения соревнований по лыжным гонкам.

1

9
10
11

Значение и способы закаливания.
Инструкторская и судейская практика.

4

1
1
Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии 1
и дома

ИТОГО
Практическая часть

11

1

Общая физическая подготовка.

25

2

Специальная физическая подготовка.

10

3

Техническая подготовка

15

4

Контрольные упражнения и соревнования.

9

ИТОГО
ВСЕГО

59
70

3. Календарный учебный график
Год
обучения

Дата начала
обучения по
программе

1 группа

01.09.2022г

Дата
окончания
обучения по
программе
27.05.2023г

2 группа

01.09.2022г

27.05.2023 г

Всего
учебных
недель

Кол-во
учебных
часов

Режим занятий

35

35

1 раз в неделю по 1
академическому
часу

35

35

1 раз в неделю по 2
академическому
часу

Промежуточный и итоговый контроль/аттестация освоения занимающимися
дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы:
- Входной контроль - проводится при формировании коллектива – изучение
отношения ребенка к выбранной деятельности, его физические способности и
достижения в этой области, личностные качества ребенка: (сентябрь)
- Промежуточный контроль – проводится в конце полугодия, года (декабрь)
- Итоговый контроль - проводится в конце обучения по программе – сдача
контрольных нормативов по технике и по офп (май).
Формы проведения диагностики и контроля:
-Наблюдение детей в процессе учебных занятий,соревнований официального
статуса.
-Открытые занятия (контрольные, итоговые) для родителей, педагогов,
специалистов, администрации.
-Сравнительный анализ.
Режим работы в период школьных каникул:
Занятия проводятся по расписанию в форме групповых занятий, участия в
соревнованиях, в выездах на природу.
Пояснительная записка.
Ходьба и бег на лыжах - вид физических упражнений, которым можно заниматься с
дошкольного возраста. Основанный на естественных движениях (ходьбе, беге), лыжный
спорт имеет перед каждым из них значительное преимущество, так как передвижение на
лыжах требует участия гораздо большего количества мышц.
Свежий воздух, большая амплитуда движений, ритмичное чередование напряжения
и расслабления способствуют развитию мышечной силы, создают благоприятные условия
для работы сердечно-сосудистой системы: усиливается приток крови к работающим
мышцам, увеличивается их объем, возрастает сила и выносливость сердечной мышцы,
реже становится ритм сердечных сокращений, что приводит к более экономичной работе
сердца.
Ходьба и бег на лыжах положительно влияют на дыхательную систему. В процессе
систематических занятий хорошо развивается грудная клетка, увеличивается сила
дыхательных мышц и, соответственно, возрастает жизненная емкость легких (ЖЕЛ).
Через легкие лыжника проходит от 40 до 100 л воздуха за 1 мин, что увеличивает
максимальное потребление кислорода в среднем на 1,5 - 2 л.
Передвижения на лыжах благотворно воздействуют на центральную нервную
систему, корригируя двигательные координации через импульсы, поступающие от

периферических
отделов зрительного, вестибулярного анализаторов. Это дает возможность лыжнику точно
приспосабливать свои движения к рельефу местности и скорости, быстро заменяя одни
динамические стереотипы на другие. При крутых спусках велика роль периферического
зрения. Поле зрения лыжников обычно увеличено в результате повышения возбудимости
периферических элементов сетчатки.
Значительная скорость при спусках с гор, резкие повороты и торможения требуют
высокой чувствительности вестибулярного аппарата, а также его значительной
функциональной устойчивости. Возбудимость вестибулярного аппарата обеспечивает
своевременные реакции, способствующие перераспределению мышечного тонуса и
сохранению правильного положения тела в пространстве. Такие разносторонние
воздействия делают занятия лыжами весьма эффективными.
Активное влияние природы при занятиях лыжами оказывает сильное воздействие на
эмоциональное состояние ребенка. Созерцание зимнего пейзажа, постоянная смена и
изменение ландшафта, спокойные и размеренные движения умиротворяют лыжника,
способствуют устранению негативных переживаний, нормализуют и стабилизируют его
настроение.
Занятия лыжами имеют очень важную особенность: они проходят в холодное время
года, всегда на свежем воздухе, что усиливает окислительные процессы в организме.
Известно, что кислород при низкой температуре активнее взаимодействует с
гемоглобином крови.
Передвижения на лыжах улучшают обмен веществ. Определенное количество
энергии, поступающей с пищей, удаляется из организма вместе с теплым и влажным
воздухом, предотвращая накопление излишнего жира. Кроме того, организм активно
очищается от шлаков. Во время передвижения на лыжах выделительные системы
особенно активизируются.
Естественность и доступность движений располагает к ходьбе и бегу на лыжах и
детей младшего школьного возраста. Ими наиболее остро воспринимается чувство
новизны зимнего пейзажа. Это особенно проявляется во время групповых прогулок на
лыжах, которые сочетаются с играми и развлечениями. Все это делает занятия лыжами
увлекательными, разнообразными, эмоциональными, всесторонне укрепляющими и
закаливающими организм ребенка.
При правильной организации и методике обучения ходьбе на лыжах занятия
обладают большим оздоровительным эффектом, высокой эмоциональностью,
стимулируют
познавательные
способности,
служат
прекрасным
средством
восстановления душевных и физических сил, а также сплочению в коллективе.
Отличительные особенности программы: главной особенностью программы
является то, что она рассчитана на индивидуальную и коллективную работу с учащимися.
Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для
развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота
реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования,
воспроизведение и оценивание пространных, силовых и временных параметров движений,
способность к согласованию движений в целостные комбинации.
Цель программы
Создание условий для формирования у детей и подростков мотивации здорового
образа жизни, путем вовлечения в спортивную деятельность с целью физического и
духовного развития в сенситивный период.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи
Образовательные:
1. научить основам техники передвижения на лыжах;

2. научить умело, использовать рельеф местности при передвижении на лыжах;
3. приучать использовать полученные знания и умения для самостоятельных
занятий (наука быть здоровым);
4. учить использовать в своей речи спортивную терминологию.
Оздоровительные:
5. укрепить здоровье;
6. содействовать гармоничному физическому развитию организма
занимающихся.
Развивающие:
7. развивать природный потенциал каждого ребенка;
8. развивать мотивацию и положительное отношение ребенка к занятиям;
9. развивать двигательные качества (выносливость, быстроту, ловкость, силу,
координацию движений);
10. способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма и устойчивости
к неблагоприятным условиям внешней среды.
Воспитательные:
11. воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, внимание, настойчивость и
волевые качества;
12. воспитывать сознательный интерес к занятиям национальным видом спорта;
13. воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
14. воспитывать патриотизм и любовь к родному городу Санкт- Петербург;
15. воспитывать духовно – нравственные качества поведения в коллективе
Особенность программы I года обучения:
Программа является вариативной, так как требования к умениям ежегодно
изменяются. Программа составляется с учетом возрастных особенностей
занимающихся, а также их физических качеств, психологической устойчивости.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения учащиеся будут уметь:
-передвигаться попеременным двухшажным ходом, подниматься по склону «лесенкой»,
выполнять торможение «плугом»
- преодолевать расстояния в медленном темпе до 1,5 км
- уметь передвигаться на лыжах по пересеченной местности
- выполнять контрольные нормативы, соответствующие возрастным особенностям
К концу обучения учащиеся будут знать:
- о специальной одежде, инвентаре при занятии лыжным спортом, о двигательном
режиме, о гигиене закаливания и занятий физическими упражнениями, об осанке
-об истории развития спорта в Свердловской области.
-терминологию по лыжной подготовке и лыжному спорту;
- владеть знаниями о чувстве товарищества и нравственных правилах поведения в
коллективе;
Содержание программы
Комплектование группы: проверка физических способностей занимающегося

(контрольные нормативы по технике и ОФП). Родительское собрание:
организационные моменты, обсуждение расписания, учебной нагрузки детей. Вопрос
взаимодействия родителей с деятельностью детей.
1. Вводное занятие. Инструктаж по охране труда
Цели и задачи курса. Правила поведения и техники безопасности на занятиях в
спортивном зале и на улице.
2. Основы знаний
Лыжный инвентарь. Подбор палок и лыж. Переноска лыж и палок. Надевание лыж.
Строевые упражнения. Одежда и обувь для занятий на лыжах. Подготовка, смазка лыж к
учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям. Правила безопасности на уроках
лыжной подготовки и соблюдение правил дорожного движения при переходе к месту
занятий. Оказание первой помощи при травмах и обморожении. Название разучиваемых
упражнений и основы правильной техники. Элементы тактики лыжных гонок. Виды
лыжного спорта. История развития лыжного спорта, спортсмены-лыжники, Олимпийские
чемпионы из Свердловской области. Влияние занятий лыжными гонками на укрепление
здоровья. Режим и питание лыжника. Выносливость. Развитие выносливости во время
самостоятельных занятий.
Способы самостоятельной деятельности
Физические упражнения, их отличие от обыденных движений, связь с физическим
развитием и развитием физических качеств. Характеристика основных физических
качеств выносливости, силы, быстроты, гибкости, равновесия. Закаливание организма, его
значение в укреплении здоровья человека.
3. Техника передвижения на лыжах
Теоретические сведения по разделу даются на каждом занятии в зависимости
от темы.
3.1 Передвижение ступающим и скользящим шагами;
3.2. Попеременный двухшажный ход;
3.3. Спуск в стойке устойчивости. Спуски в низкой, основной и высокой стойках;
3.4. Подъемы «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»;
3.5. Повороты переступанием на месте/ в движении;
3.6. Торможение падением. повороты переступанием;
3.7. Непрерывное передвижение до /800м/1000м/1500м./
4. Игры на лыжах
Теория: Правила игр.«Удержи равновесие», «Общий старт», «С горы в ворота» / «Догони
преподавателя»/ эстафеты.
5. Специальная физическая подготовка
Теория: Специальная физическая подготовка направлена на воспитание физических
способностей, отвечающих специфическим требованиям избранного вида спорта.
Практика: Ходьба широким шагом.
Передвижение на самокате, отталкиваясь одной ногой.
В посадке лыжника имитация движений рук попеременного двухшажного хода, то же

имитация движений бесшажного одновременного хода. Шаговая имитация с учебной
целью.
6. Общая физическая подготовка
Теория: Сведения о правильном выполнении физических упражнений и их влиянии на
организм.
Практика:
6.1 Строевые упражнения
Построение и перестроения на месте. Повороты на месте и в движении. Размыкания в
строю. Ходьба и бег в строю. Выполнение команды «Лыжи на плечо», «Лыжи
под руку», «Лыжи к ноге», «На лыжи становись».
6.2. Общеразвивающие упражнения
6.2.1. Общеразвивающие гимнастические упражнения для развития мышц и костносвязочного аппарата рук и плечевого пояса;
6.2.2. Упражнения для развития мышц туловища;
6.2.3. Упражнения для развития мышц и костно-связочного аппарата ног;
6.2.4. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.
6.2.5. Упражнения в равновесии;
6.2.6. Легкоатлетические упражнения.
6.2.7. Упражнения на лыжах для развития физических качеств:
 координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении,
прыжком с опорой на палки)
 выносливости: передвижения на лыжах в режиме умеренной интенсивности,
повторное прохождение дистанции 20-40 метров в режиме большой
интенсивности/50-70/ 80-100
 скоростно-силовых качеств: скоростные передвижения на лыжах на
дистанции до 200 м/400м/600м
7. Подвижные игры
Теория. Правила игры и техники безопасности.
Практика. Игры с мячом. Игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с
метанием. Игры на местности. Эстафеты встречные и круговые с преодолением
препятствий.
Игры и эстафеты с включением изученных упражнений. Игры и эстафеты с метанием в
цель, с прыжками, с включением элементов спортивной игры. Лично-командные игры с
ориентированием на местности.
8. Кроссовая подготовка
Теория. Техника выполнения бега, обучение правильному дыханию. Обучение
самоконтролю.
Практика: Быстрая ходьба и бег по пересеченной местности
9. Контрольные проверки, соревнования ,спортивные турниры и праздники.
Теория: Изучение положений о соревнованиях.

10. Оценочные материалы
Предполагаемые результаты и способы их проверки. Диагностический
инструментарий: тестовые задания, опросные листы. Формы контроля: визуальный
контроль, индивидуальный контроль, групповой контроль. Приемы контроля: участие в
соревнованиях различного уровня, проекты, защита презентаций.

Для формирования и контроля специальных знаний по теоретико-методическим основам
лыжных гонок рекомендуется использовать теоретические тесты, включающие вопросы
техники выполнения различных способов передвижения на лыжах: ходов, спусков,
торможений, поворотов, подъемов (Приложение №2).
Помимо этого, существует большое количество разнообразных контрольных испытаний и
тестов по определению уровня тренированности. С помощью них определяется уровень
развития специальных физических качеств: выносливости, скорости, силовой
выносливости; уровень развития двигательной работоспособности; уровень развития
технических и тактических навыков (Приложение №3).
Формы и методы оценивания результатов:
-создание ситуаций проявления качеств, умений и навыков
- устный анализ физических заданий
-устный анализ самостоятельных работ
-итоговая аттестация в форме нормативов – в конце года
Задачей диагностики является определение уровня подготовленности учениковв
сфере спортивного совершенствования, а также уровня их психомоторного развития.
Основным методом диагностики является наблюдение за детьми в процессе их
работы над заданиями.
Критерии оценок параметров, определяющих уровень подготовленности по
программе:

Критерии оценок параметров, определяющих уровень физической
подготовленности:

Методическое обеспечение образовательной программы
Учебный материал программы рассчитан на группу мальчиков и девочек. Занятия
проводятся с учетом особенностей возраста, пола и подготовленности занимающихся.
Теоретические сведения занимающимся рекомендуется сообщать во время
практических занятий, уделяя этому 5-10 мин.
Основной формой практических занятий является урок, который строится по
общепринятой схеме. Для поддержания постоянного интереса к занятиям их необходимо
проводить таким образом, чтобы ребята по возможности быстрее могли увидеть
результаты этих занятий. С этой целью они должны быть насыщены доступными,
постепенно усложняющимися упражнениями по общей и специальной физической
подготовке, выполняя которые учащиеся стремились бы добиться нового конкретного
результата.
Большое значение в поддержании интереса к занятиям имеют соревнования, игры и
игровые задания, применяемые на протяжении всего периода обучения.
Игры и игровые задания следует проводить целенаправленно. Выбор игры, ее
организация зависят от подготовленности занимающихся, их организованности и
педагогических задач конкретного урока.
В соответствии с поставленными задачами занятия по лыжной подготовке делятся
на вводные, учебные, контрольные и смешанные.
Вводные занятия предусматривают проведение бесед для сообщения теоретических
сведений, ознакомления с задачами. Часть времени вводного занятия обязательно

отводится на практические занятия на лыжах.
Учебные занятия. На занятиях такого типа в первую очередь проводится
первоначальное обучение технике лыжных ходов, спусков и поворотов.
Смешанные занятия. Помимо изучения нового материала, на них совершенствуется
техника передвижения на лыжах, изученная ранее. В ходе лыжной подготовки могут
проводится различные варианты смешанных занятий с включением упражнений для
развития скорости и выносливости в сочетании с обучением и совершенствованием
техники передвижения на лыжах, приемом учебных нормативов и подведение итогов
обучения.
Контрольные занятия. На занятиях этого типа принимаются установленные
программой учебные нормативы. Контрольные занятия иногда проводятся в форме
соревнований.
В учебной работе по лыжной подготовке и лыжному спорту используются три
основных метода обучения: демонстрации, слова и упражнения (практического
выполнения). Указанные методы имеют ряд разновидностей.
Методический прием – это часть целостного метода. Например, демонстрация
(показ) поворота в движении из упора на лыжах – это метод, а замедленный показ только
части поворота – подготовительных движений и входа в поворот – методический прием.
Совокупность нескольких методов или разновидностей принято называть методикой
обучения.
Метод демонстрации. При обучении способам передвижения на лыжах этот метод
чаще всего применяется в виде показа всего способа в целом или отдельных его деталей.
Показ способа передвижения должен быть образцовым по форме и характеру движений. В
начале лучше демонстрировать способ передвижения в целом, затем, если возможно, по
частям, а потом вновь в целом. Желательно продемонстрировать способ передвижения в
замедленном виде.
Метод слова. При обучении технике лыжного спорта широко используются
объяснение приема, действия, а также замечания и пояснения непосредственно в процессе
выполнения упражнений. Метод слова применяется с целью создания у обучающихся
ясного представления о форме движений, для раскрытия их характера при показе
упражнения и помощи ученику в анализе и исправлении ошибок во время
непосредственного выполнения способа передвижения. Учитывая особенности лыжного
спорта, когда показ и объяснение часто проходят в неблагоприятных метеорологических
условиях, учитель должен избегать длительных объяснений. Необходимо кратко
охарактеризовать изучаемый способ для всей группы, а остальные замечания по
возможности делать в процессе передвижения. Речь учителя должна быть громкой и
литературно правильной. Кроме этого, необходимо использовать принятую в лыжном
спорте терминологию.
Метод
упражнения (практического
выполнения)
позволяет
полученные
представления о технике перенести на практическое освоение движений. Основная цель
данного метода – воспитать у учащихся умения и навыки, необходимые при занятиях
лыжным спортом. Этот метод имеет две взаимосвязанные разновидности – метод
целостного упражнения и метод расчлененного упражнения.
Метод целостного упражнения наиболее распространен в лыжном спорте. Он с
успехом может быть использован для изучения самого сложного способа передвижения
на лыжах, различных ходов, поворотов в движении и т. д. С этой целью можно
использовать выполнения способа передвижения в целом, но в облегченных условиях
(например, одновременные ходы изучаются под уклон). В этом случае ученики могут
сосредоточить все внимание на правильном выполнении движений, а не на максимальных
усилиях при отталкивании.
Метод расчлененного упражнения чаще всего применяется при изучении сложных
движений или упражнений (например, попеременного четырехшажного хода), а также с

учениками, которые не могут сразу освоить данный способ передвижения. Пои этом
методе основное внимание обращается на изучение, совершенствование и закрепление
отдельных частей и элементов способа.
Сочетание методов обучения является важным фактором, повышающим качество
учебного процесса по лыжной подготовке и лыжному спорту.
Для
организации
деятельности
учащихся
применяются
следующие
методы: фронтальный, посменный, поточный, поточно-групповой и групповой.
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо наличие материальнотехнической базы.
Наличие спортивного зала и спортивного инвентаря (мячи, скакалки,
гимнастические маты, самокаты, гимнастические палки), для проведения занятий в
холодную погоду, помещения лыжной базы, где хранится лыжный инвентарь в
специально оборудованных стеллажах. Наличие необходимого количество комплектов
исправного лыжного инвентаря (комплект включает в себя: лыжи с жестким креплением,
лыжные ботинки, палки), пронумерованного и закрепленного за учащимися. Наличие
набора инструментов для установки креплений и мелкого ремонта. Наличие комплекта
лыжных мазей для различных температур.
Занятия проводятся в специально подготовленных местах, расположенных недалеко
от школы. Имеется учебная площадка во дворе школы, предназначена для
первоначального обучения технике передвижения на лыжах. Учебная лыжня готовится на
стадионе, служит для закрепления и совершенствования техники изученных способов
передвижения.
Для наиболее успешного усвоения учебного материала на занятиях
используются следующие методические пособия и дидактический материал:
1. Информационный стенд с «Правилами техники безопасности на занятиях по
лыжной подготовке», с расписанием занятий, с инструкцией по применению
лыжных мазей, подбору лыжного инвентаря;
2. Карточки-задания для развития двигательных качеств;
3. Карточки-задания для выполнения и запоминания элементов лыжной техники;
4. Подборка журналов о лыжном спорте;
5. Сценарии праздников.

6. ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Группа №1
№
п/п

Название мероприятия
Участие в районных соревнованиях «День Бегуна»

1.

Группа

Сроки

1

Сентябрь

2.

Участие в районном соревновании «Веселые старты»

1

Октябрь

3.

Участие в школьном соревновании по кроссу

1

Ноябрь

4.

Участие в школьном соревновании по прыжкам через
скакалку

1

Ноябрь

1
1
1

Январь
Февраль
Март

1

Май

Участие в соревнованиях «Первая лыжня»
Участие в районных соревнованиях по лыжным гонкам
Участие в показательном выступлении.
Участие в легкоатлетической эстафете

5.
6.
7.
8.

Туристический поход «По тропам лыжни»

9.

1

Май

ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Группа №2
№
п/п
1.

Название мероприятия
Участие в районных соревнованиях «День Бегуна»

Группа

Сроки

1

Сентябрь

2.

Участие в соревнованиях по легкой атлетике

1

Сентябрь

3.

Участие в районном соревновании «Веселые старты»

1

Октябрь

4.

Участие в школьном соревновании по кроссу

1

Ноябрь

5.

Участие в школьном соревновании по прыжкам через
скакалку

1

Ноябрь

1
1
1

Январь
Февраль
Март

1

Май

6.
7.
8.
9.
10.

Участие в соревнованиях «Первая лыжня»
Участие в районных соревнованиях по лыжным гонкам
Участие в показательном выступлении.
Участие в легкоатлетической эстафете
Туристический поход «По тропам лыжни»

1

Май

7. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
№
п/п
1.

Название мероприятия
Родительское собрание о планах на текущий сезон

6.

Организация и подведениеитогов по
успеваемости
Организация и проведениеНовогоднего
праздника
Родительское собрание о планах на зимние каникулы

7.

Открытое занятие

2.
5.

8.
9.

Родительское собрание по летнейпрактике Открытое
занятие
Организация и подведение
итогов по окончании сезона

Группа

Сроки

1

Сентябрь

1

Октябрь

1

Декабрь

1

Декабрь

1

Март

1

Апрель

1

Май

8.Информационные источники
Нормативная база
1. Федеральный закон №273-Ф3 (ст.15, ст16, ст.17; ст.75)
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 «Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
3. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41), изменения от 1
марта 2017 года.
Для преподавателей:
1. Аграновский М.А. Лыжный спорт: Учебник для ИФК.- М.: физкультура и спорт,
1980.
2. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учебник для студентов педагогических институтов. М: Просвещение, 1983.
3. Гурская Л.А. Организация, содержание и проведение лыжной подготовки в
общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов академий и институтов
физической культуры, учителей физической культуры, общеобразовательных школ. Смоленск: СГИФК, 1996.- 73с.
4. Гурский А.В., Ермаков В.В., Кобзева Л.Ф., Рыженкова Л.И. лыжные гонки:
Учебное пособие для преподавателей и студентов институтов физической культуры,
тренеров и спортсменов /СГИФК.-Смоленск, 1990.
5. Игры на лыжах: Методические рекомендации для студентов институтов
6. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: Метод. пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОСПРЕСС, 2001.

7. Контроль за физическими качествами: Методические рекомендации. - Смоленск:
СГИФК, 1988.- 19с.
8. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Пер. с венгер.-М:
Радуга, 1982.
9. Ромашова Л.Т., Тухватулин Р.М., Комарова Т.К., Кореневская Г.П., Пирог А.В.
Планирование учебной работы по физической культуре в общеобразовательной школе:
Учебное пособие для преподавателей, методистов, студентов институтов физической
культуры, учителей физической культуры общеобразовательных школ. - Смоленск:
СГИФК, 1993.
Интернет источники:
Министерство спорта Российской Федерации –«http://www.minsport.gov.ru»;
Олимпийский Комитет России –«http://olympic.ru»
Федерация лыжных гонок России – http://www.flgr.ru/
Новости –«http://news.sportbox.ru», «http://rsport.ru/weightlifting
Мир книг - http://www.mirknig.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».