Выписка из основной образовательной Программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа» «Принято» на заседании педагогического совета школы № 6 от 31.05.2023 г. «Утверждено» приказом директора № 114 от 23.08.2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ДРУЖИНА ЮНЫХ ПОЖАРНЫХ» Направленность: техническая Уровень общего образования: основное общее образование Возраст: 12 – 17 лет Составитель – Титова Наталья Петровна, педагог дополнительного образования Чатлык 2023 год Пояснительная записка Нормативно-правовая база: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями); Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа» (в действующей редакции); Образовательная программа основного общего и среднего общего образования МКОУ «Чатлыковская СОШ» (утвержденная приказом МКОУ «Чатлыковская СОШ» № 114 от 23.08.2023 г.). Положение о рабочей программе учебных курсов и внеурочной деятельности МКОУ «Чатлыковская СОШ». Процент пожаров, возникающих от так называемых детских шалостей с огнем, стабильно высок, часто последствия таких пожаров трагичны. Всем известно, как велика тяга детей к огню, порождаемая любопытством и стремлением подражать взрослым. Чаще всего дети играют со спичками, разводят костры, зажигают факелы. Места для свершения подобных «подвигов» они выбирают самые неподходящие: квартиры, чердаки, дворы, лестничные площадки. Нередки случаи, когда детей оставляют дома одних, а потом приходится вызывать пожарных, и хорошо, если те поспевают вовремя. Причем причины бед весьма просты – взрослые оставляют в доступных местах спички, зажигалки или отопительные приборы, не говоря уж о том, что последние порой забываю выключить. А ведь, чтобы избежать неприятностей, достаточно всего лишь соблюдать элементарные правила пожарной безопасности. Задача школы – разъяснить, в чем состоит опасность пожара, научить правильному поведению при тех пожарах, с которыми дети наиболее часто могут столкнуться в жизни: в своем доме, школе, кинотеатре и т. д. Важно, чтобы учащиеся старших классов стали активными пропагандистами противопожарных знаний среди младших школьников. Курс «Дружина юных пожарных» для учащихся 6-11 классов разработана на основе программы по организации работы детского объединения «Юные друзья пожарных» автором – составителем, которой является С.В. Виноградова. Цель курса: Формирование представлений о правилах поведения человека в пожароопасных ситуациях через воспитывающую, развивающую и практическую деятельность, направленную на пропаганду противопожарной безопасности. Задачи курса: Сформировать знания об основных причинах пожаров и степени их опасности; Привить элементарные навыки борьбы с огнем, умение правильно действовать в случае обнаружения пожара; Познакомить со средствами пожаротушения; Формировать умение пропагандировать знания по противопожарной безопасности; Воспитывать и развивать свободную, жизнелюбивую личность, готовую к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению. Курс рассчитан на 1 год обучения. На его реализацию требуется 34 часа, причем 60% этого времени отводится на выполнение практических работ. Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организована деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально - ценных отношений ребенка к явлениям окружающей действительности, на формирование его самосознания, на самовоспитание духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении. Работа детского объединения дает возможность организовать воспитывающую и развивающую деятельность для старших школьников, оказывает помощь в пропаганде пожарной безопасности, предупреждении детского травматизма.Планируется развитие деятельностидетей в такой среде, психологический климат которой отражает законы нравственности общества, образа жизни. Такой средой может стать коллектив детского объединения. Работа детского объединения представляет собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность учащихся – партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде противопожарной безопасности. Основные этапы деятельности детского объединения 1 этап – накопление знаний. Во время работы на этом этапе члены детского объединения накапливают знания по пожарной безопасности. Дети прослушивают курс лекций по истории пожарной охраны, статистике возникновения пожаров, правилам оказания помощи на месте происшествия. Помощь на этом этапе могут оказать библиотекарь, сотрудники музея при МЧС (г. Екатеринбург), сотрудники пожарной части. 2 этап – практический. Членами кружка отрабатываются последовательность действий при пожаре в школе, правила эвакуации в случае пожара. Со всеми учащимися 1-6 классов проводится учебная эвакуация, а также разъяснение правил поведения в случае пожара, знакомство с планом эвакуации и расположением всех запасных выходов из школы; проведение дополнительных мероприятий, например «Пожарная охрана в годы Великой Отечественной войны», конкурс на противопожарную тему. 3 этап – пропаганда знаний по противопожарной безопасности. Вся работа должна быть направлена на передачу ранее накопленных знаний. Члены кружка уже должны обладать достаточным опытом для ведения работы по противопожарной безопасности непосредственно в классах начальной школы. Результативность эффективности обучения: Формы подведения итогов реализации д. о. программы: Участие в мероприятиях на школьном уровне; Участие в мероприятиях на уровне района, округа; Фотоматериалы, презентации. Данные формы позволяют обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс, определить эффективность данной программы. Данный контроль позволит педагогу, родителям и детям увидеть результативность работы кружка. Требования к уровню подготовки обучающихся Учащиеся должны знать: * основные правила пожарной безопасности; * причины возникновения пожаров; * первичные средства пожаротушения; * виды огнетушителей и область их применения; * знаки пожарной безопасности и места их размещения; * меры предосторожности при обращении с огнём, * правила поведения в экстремальных ситуациях; * правила оказания первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях, при отравлении угарным газом и поражении электрическим током; * главные исторические события становления пожарной охраны России, Свердловской области. Учащиеся должны уметь: * выявлять нарушения правил пожарной безопасности; * пользоваться огнетушителями; * работать пожарным инвентарём; * различать знаки пожарной безопасности; * оказывать первую медицинскую помощь; выполнять элементы пожарно-прикладного спорта. Формы работы с учащимися 1. 2. 3. 4. 5. Кружковое занятие. Экскурсия. Презентация работы отряда. Театрализованное представление. Агитационные акции. Перечень учебно-методического обеспечения 1. Помещение для проведения кружковых занятий – МОУ «Чатлыковская сош», кабинет технологии, площадь – кв. м, половое покрытие - доска. 2. Оборудование: *видеоматериалы, *компьютер, *художественная литература, *фотоаппарат, *интерактивная доска. 3. Наглядность: * комплект плакатов по пожарной безопасности-2 шт., * комплект учебных карточек. Список литературы: 1. Анастасова Л.П., Иванова Н.В., Ижевская П.В. Жизнь без опасностей. Учись быть самостоятельным: альбомчик-задачник. – М.: Вентана-Граф, 1998. 2. Горбачева Л.А. «Вперед, пожарные!» сборник игр для руководителей отрядов юных пожарных.- Екатеринбург,2000. 3. Гостюшин А.В. Безопасное поведение: экспериментальное учебное пособие. – Ч.1. – М.: НПО «Школа»; Изд-во «Открытый мир», 1996. 4. Усачев А.А., Березин А.И. Школа безопасности: учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». -3-е изд.-М.: АСТ, 1999. 5. Шмаков С. Игры – потехи, забавы-утехи. – Липецк, 1994. 6. Основы безопасности жизнедеятельности: журнал – 1999 г. - № 1, 2, 8, 9; 2001г. - № 10,11 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ Тема занятия Кол-во Теория Практика Формы часов организации деятельности учащихся при проведении занятий Раздел 1. Введение. Организационный фронтальная 1 1 сбор. Планирование работы на новый учебный год. Раздел 2. Общие знания. Основы фронтальная 1 1 противопожарной безопасности. Лесные пожары. групповая 1 1 Экскурсия в ПЧ 1/4 села Чатлык. Знакомство с памяткой «Что делать в случае пожара в школе?» Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в гостиной /столовой/. Треугольник огня. Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным. Что делать в случае пожара в квартире? Что делать в случае пожара на даче? Что делать, если на тебе загорелась одежда? Как вызвать пожарную охрану? Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей. Итоговое занятие по разделам 1 1 коллективная 1 1 индивидуальная Раздел 3. Безопасный дом. 1 1 фронтальная 1 1 групповая 1 1 индивидуальная 1 1 фронтальная 1 1 фронтальная Раздел 4. Безопасное поведение. 1 1 парная 1 1 фронтальная 1 1 Фронтальная 1 фронтальная 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. «Безопасный дом», «Безопасное поведение». Тест «Проверь себя». 1 индивидуальная Раздел 5. Пропаганда противопожарной безопасности среди участников образовательного процесса. Создание лекторских групповая 1 1 групп. Разработка цикла лекций по противопожарной безопасности. Проведение коллективная 1 1 кружковцами лекционных занятий для учащихся начальных классов по теме: «Самураи против «Красного петуха». Проведение коллективная 1 1 кружковцами лекционных занятий для учащихся начальных классов по теме: «История пожарной охраны». Подготовка коллективная 1 1 театрализованной программы «Огоньдруг или враг?» для учащихся 2-4 классов. Выступление с коллективная 1 1 театрализованной программой «Огоньдруг или враг?» для учащихся 2-4 классов. Проведение игрыколлективная 1 1 викторины «Пожарным можешь ты не быть…» для учащихся 3-4 классов. Подготовка коллективная 1 1 литературной композиции «Прогулки по городу огня» для учащихся 5-6 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. классов. Проведение литературной композиции «Прогулки по городу огня» для учащихся 5-6 классов. Подготовка театрализованной постановки «Добрый и злой огонь» для учащихся среднего звена. Проведение театрализованной постановки «Добрый и злой огонь» для учащихся среднего звена. Подготовка к практическому занятию «Осторожно-огонь!» для учащихся среднего звена. Проведение к практическому занятию «Осторожно-огонь!» для учащихся среднего звена. Проведение игрывикторины «Не шути с огнем» для учащихся 6 класса. Подготовка игровой программы «Умелые пожарные». Подготовка игровой программы «Умелые пожарные». Проведение игровой программы «Умелые пожарные» для учащихся начального звена. Проведение игровой программы «Умелые пожарные» для учащихся среднего звена. 1 1 коллективная 1 1 коллективная 1 1 коллективная 1 1 коллективная 1 1 коллективная 1 1 коллективная 1 1 коллективная 1 1 коллективная 1 1 коллективная 1 1 коллективная 33. 34. Оформление выставки работ учащихся школы на тему:«Пожарная безопасность». Круглый стол на тему «Юные друзья пожарных. Кто они?». Встреча с новыми кружковцами и рассказ о работе объединения. 1 1 1 коллективная фронтальная/ обобщение знаний, результатов деятельности 1 Список учащихся д. о. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Фамилия Имя учащегося Калинкин Илья Шолохова Даша Калягина Ксюша Дрокина Юля Гордеев Дима Калягин Юра Ваулин Ильнур Некрасов Сергей Лосева Алевтина Стамиков Иван Иващенко Юра Булкин Егор Кузьминых Женя Приемщиков Дима Гасимова Варя Сабурова Влада Расписание работы кружка Среда 14.15 – 14.55 возраст 16 лет 13 лет 13 лет 12 лет 16 лет 15 лет 15 лет 15 лет 12 лет 12 лет 12 лет 12 лет 13 лет 14 лет 14 лет 13 лет класс 10 7 7 7 10 9 9 9 7 7 7 7 7 7 7 7