Выписка из основной образовательной Программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа» «Принято» на заседании педагогического совета школы № 6 от 31.05.2023 г. «Утверждено» приказом директора № 114 от 23.08.2023 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЮИД Юные инспектора движения Направленность: социально-педагогическая Уровень образования: основное общее образование Возраст: 10 – 17 лет Составитель – Анферова В.В., педагог дополнительного образования с. Чатлык, 2023 г. Пояснительная записка Правила дорожного движения – это государственный нормативный акт в области регулирования дорожно- транспортных отношений. Поэтому знать правила дорожного движения и неукоснительно их выполнять обязаны все участники дорожного движения, то есть все граждане страны. Возрастной анализ детского дорожно- транспортного травматизма говорит о том, что среди пострадавших доля учащихся школ составляет – 65 %, дошкольников посещающих детские сады -20 %, неорганизованных детей дошкольного возраста 15 %. Следовательно, необходимо направить усилия н6а отработку навыков безопасного дорожного движения детей именно этих категорий с учётом психолого – педагогических особенностей каждой возрастной группы. выполнение одних лишь правил дорожного движения без осознания механизма возникновения ДТП и правильного действия в каждой конкретной ситуации, без самодисциплины и самоконтроля не может гарантировать безопасность на дорогах. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. И рассчитана на 1 год обучения. Знания и умения, полученные детьми в ходе работы по данной программе, позволяют всему уверенно чувствовать себя на улицах как небольших городов и посёлков, так и крупных областных центров, способствуют развитию познавательного интереса в области истории дорогостроения, автомобиля, правил дорожного движения. Став членами ЮИД, ребята обретут навыки общения в коллективе, где наряду с умениями пропагандировать ПДД смогут реализовать свой творческий и потенциальный интеллект, научатся ориентироваться в мире профессий и познакомиться ближе со специальностями службы государственной инспекции безопасности дорожного движения. В процессе обучения в отряде ЮИД большое внимание уделяется различным формам поведения участников движения на дорогах, что является важнейшим фактором развития общего культурного уровня школьников. ЦЕЛЬ: Создание условий для развития личности детей и подростков, способных ориентироваться и действовать в динамично изменяющейся дорожно- транспортной среде, а также воспитание социальной ответственности, уверенности и активной жизненной позиции в деле пропаганды и агитации в профилактике ДДТТ. ЗАДАЧИ: 1.Обучающие: - ознакомление детей с основными правилами безопасного движения на дорогах. -ознакомление учащихся со специальной дорожной терминологией. -ознакомление с методами и формами пропаганды безопасного ДД. -ознакомление с правилами оказания ПМП при ДТП. 2.Развивающие: -дальнейшее формирование и последующее развитие навыков безопасного движения. -формирование умения предвидеть экстремальные ситуации – ловушки на проезжей части, избегать их, а при необходимости быстро принимать решения и действовать в соответствии с дорожной обстановкой. -развитие организаторских способностей учащихся при решении проблемы безопасности дорожного движения. -развитие общей культуры личности учащихся, расширение кругозора. -психологическая подготовка к преодолению трудностей, к выстраиванию отношений с различными субъектами, являющимися участниками дорожного движения при выполнении порученных заданий. 3.Воспитательные: -объединение детей на основе овладения знаниями и навыками безопасного поведения на дороге. -пропаганда ПДД в среде детей на основе общей заинтересованности. -социализация личности ребёнка через включение в различные виды социальных отношений в общении, игре, творческой деятельности. -формирование активной гражданской позиции, чувства ответственности перед коллективом за порученное дело, дисциплинированность. -воспитание чувства сострадания и милосердия к пострадавшим в ДТП. Требования к уровню подготовки учащихся. Ученик должен знать: -формулировки правил дорожного движения пешеходов, пассажиров, велосипедистов. -особенности перехода перекрёстка, дорог с односторонним и двусторонним движением, движение детей по дороге группами и в колонне. -основные исторические факты возникновения ПДД, автомобиля, появление светофора, знаков дорожного движения. -ценность умений и навыков выполнения правил дорожного движения на дорогах для безопасности жизни и здоровья участников движения. -виды перекрёстков, переходов, регулирования, дорожных указателей, дорожных знаков, транспорта, типичных дорожных ситуаций. -причины и факторы, влияющие на возникновение опасных дорожных ситуаций на дороге. -закономерности возникновения и степень опасности типичных дорожных ситуаций – ловушек, опасных действий для пешеходов. -необходимость профилактических работ с учащимися ОУ с целью сохранения здоровья и жизни детей. -значение и функции уголка безопасности движения, стендов по ПДД в школе. - основные направления и специфику работы отделов ГИБДД. -виды ран, виды наружных кровотечений, переломов, степени ожогов. -значение ПМП пострадавшим в ДТП. -порядок оказания ПМП в зависимости от характера травмы. Ученик должен уметь: -описывать процесс движения, дорожные происшествия, наиболее опасные для пешехода участки на улицах и дорогах, а также наиболее опасные действия пешеходов. -классифицировать дорожные знаки, транспорт, типичные дорожные ситуации, действия пешехода / по степени опасности/. -наблюдать за дорожным движением, примечая при этом наиболее опасные для пешехода места и участки на улицах и дорогах города, выделяя наиболее опасные действия для пешеходов. -оценивать скорость, расстояние, направление движения машины. -предвидеть возможность экстремальной дорожной ситуации – ловушки-, а также прогнозировать последствия, степень опасности при неподчинениям правилам безопасности на дороге. -владение актёрским мастерством, читать стихи, петь, исполнять различные роли на сцене. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 10-17 лет. Статус детского коллектива – комплексный; состав - постоянный; особенности набора детей – свободный. Формы занятий: Индивидуальные; Групповые; Срок реализации программы – 1 год. Техническое оснащение: Методическими: комплект «Правила дорожного движения» - перекрестки, участники дорожного движения, дорожные знаки с методическими указаниями; тесты по ПДД пассажиров, пешеходов, велосипедистов; разработки проведения игровых конкурсов, праздников встреч, театрализованных представлений, отдельных занятий' ситуативных экскурсий, итоговых финальных слетов и др. положения о конкурсах, смотрах и др. Дидактическими: дорожные знаки; видеоматериалы: «Ситуации на дорогах»; «Зеленый огонек» - встреча юных инспекторов движения с сотрудниками ГИБДД в честь Дня полиции; «ЮИД и старшие товарищи» — конкурсная встреча командиров отрядов ЮИД общеобразовательных учреждений города, промежуточных и финальных конкурсных встреч отрядов ЮИД города и района. Техническими: ноутбук; настольные игры по ПДД. Форма подведения итогов реализации программы: Подведение итогов осуществляется путем конкурсных встреч, проводимых по специальному плану на основе положения о Российском смотре-конкурсе отрядов ЮИД и «Безопасное колесо». Финальные встречиконкурсы определяют итоги работы за учебный год. Критериями выполнения программы служат: стабильный интерес школьников к изучению, выполнению и пропаганде ПДД - массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности. Результативность по итогам районных, городских, областных и Всероссийских конкурсов. Проявление самостоятельности в творческой деятельности. Литература, используемая при составлении программы: 1. Головко В.В. «Основы безопасности дорожного движения» М., 2007 2. Дмитрук В.П. «правила дорожного движения для школьников» М., 2008 3. Зеленин С.Ф. «Правила дорожного движения» М.,2007 4. Клочанов Н.И. «Дорога, ребёнок, безопасность: метод, пособие по ПДД для учителя» М.,2004 5. Куперман А.И. «Безопасность дорожного движения» М.,2007 6. Психология обеспечения безопасности дорожного движения. М., 2008 7. Энциклопедия безопасности М.,2002 Учебно - тематический план на один ЮИД 2023-2024 уч.год. № Название темы 1 Понятие об участниках дорожного движения Правила безопасного поведения на улицах и дорогах Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП Профилактика детского дорожного травматизма Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения Подготовка и поведение соревнований «Безопасное колесо» Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения ИТОГО 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Кол-во часов 2 Теория Практика 1 1 4 1 3 4 1 3 2 1 1 6 3 3 3 1 2 3 1 2 4 1 3 4 2 2 2 1 1 34 13 21 План работы отряда ЮИД «Сигнал» на 2023-2024 учебный год Дата Наименование мероприятия 19.09.2023 Акция «Родительский патруль» 23.10.2023 Линейка безопасности перед уходом на каникулы. 15.11.2023 25.12.2023 Викторина-игра «Азбука безопасности» для учеников начальных классов. Линейка безопасности перед уходом на каникулы. 22 по 26.01.2024 Проведение конкурса рисунков «Мы за безопасность на дорогах». 12.02.2024 18.03.2024 Викторина для первоклассников «Красный, желтый, зеленый». Мастер-класс. Линейка безопасности перед уходом на каникулы. 1 по 05.04.2024 Подготовка к смотр-конкурсу отрядов ЮИД. 24.05.2024 Линейка «ЮИД оберегает покой школы, о безопасности он всех предупреждает». МКОУ «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа» Утверждаю: директор школы ____________/Н.Г.Харина/ Паспорт отряда ЮИД «СИГНАЛ» Город /район/ Красноуфимский Образовательное учреждение: МКОУ «Чатлыковская СОШ» Отряд создан: 1 сентября 2023 г. Директор МКОУ «Чатлыковская СОШ»: Харина Н.Г. Руководитель отряда: Суворова В.В. Командир отряда ЮИД: Шолохова Зоя Количество членов отряда ЮИД: 11 Список отряда ЮИД 1. Булатов Михаил 2. Дрокина Валерия 3. Еремеев Тимофей 4. Приемщикова Карина 5. Рыжков Григорий 6. Шаров Константин 7. Шолохова Зоя 8. Аитова Элина 9. Жуков Ринат 10.Кулакова Динара 11.Чистякова Ульяна Форма одежды есть /наличие/ Кабине безопасного движения Автоплощадка при школе нет нет /наличие/ /наличие/ Календарно – тематическое планирование отряда ЮИД на 2021-2022 учебный год. № Тема занятия 1 ТЕМА 1 . Понятие об участниках дорожного движения /2/ Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. 2 ТЕМА 2. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах /4/ Правила для пешеходов Правила перехода улицы Путь в школу Теория 1 Практи Учебные ка универсальные действия 1 Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рассуждать о содержании темы. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать учителя и собеседника, вести диалог. 1 3 3 ТЕМА 3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста /4/ Места безопасного перехода Значение знаков для пешеходов и велосипедистов 1 3 4 ТЕМА 4.Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда /2/ 1 1 Регулятивные: выбирать действия в соответствии с задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рассуждать о содержании темы. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать учителя и собеседника, вести диалог. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рассуждать о 5 ТЕМА 5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта /6/ Расположение транспорта на проезжей части Правила поведения пассажиров в автотранспорте 3 3 6 ТЕМА 6: Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП /3/ Виды ран Виды кровотечений ПМП при кровотечении 1 2 7 ТЕМА 7. Профилактика детского дорожного травматизма /3./ 1 2 8 ТЕМА 8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения /4/ 1 3 содержании темы, приводить примеры из опыта. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать учителя и собеседника, вести диалог, вносить предложения. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рассуждать о содержании темы., кратко характеризировать. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать учителя и собеседника, вести диалог. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: рассуждать о содержании темы. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать учителя и собеседника, вести диалог. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с задачей и условиями 9 ТЕМА 9:Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо»./4/ Правила для велосипедистов Устройство велосипеда 2 2 10 ТЕМА 10. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения /2/ 1 1 её реализации. Познавательные: самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, принимать участие. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с задачей и условиями её реализации. Познавательные: самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы. Регулятивные: формулировать учебную задачу. Познавательные: рассуждать, вносить предложения. Коммуникативные: задавать вопросы, слушать собеседника, вести диалог.